Новости официального сайта Московского Патриархата

25 Июня 2015

Если женщина думает об аборте, Церковь должна быть готова ей помочь сохранить ребенка и если нужно — предоставить приют, кроватку, коляску и все необходимое. Для этого в каждой епархии необходимо создать кризисные центры для беременных и женщин с детьми, заявил епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон во второй день VI межрегиональной конференции по церковному социальному служению. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла на форум прибыли 189 делегатов из 28 епархий, расположенных на территории Сибирского федерального округа. Первый, предварительный день конференции был посвящен знакомству с церковными социальными проектами региона, во второй день состоялось официальное открытие форума.

«Кризисные центры, пусть на 2-3 койки, должны появиться в каждой епархии, — сказал викарий Святейшего Патриарха. — Ведь у женщины, которая думает об аборте, нередко нет работы, нет денег, если ей нет 18 лет, часто родители настаивают на аборте — для таких случаев и нужны церковные дома для мамы по аналогии с проектом православной службы «Милосердие», который действует в Москве». Напомним, что на сегодня в действуют 27 церковных приютов для женщин в кризисной ситуации, расположенных в различных регионах страны от Калининграда до Южно-Сахалинска. За последние 5 лет были открыты 26 новых приютов.

Второй день конференции начался с Божественной литургии, которую совершили митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх, епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, епископ Мариинский и Юргинский Иннокентий, епископ Енисейский и Лесосибирский Никанор в сослужении участников конференции в священном сане. Богослужение было совершено в день 300-летия преставления святителя Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского, и празднования Собора Сибирских Святых. Богослужение переводилось на жестовый язык.

«Очень часто современный мир создает для человека условия, которые не располагают к тому, чтобы совершать духовные подвиги во имя Господа. В современном мире не придается значение евангельским заповедям: милосердию, любви к ближнему и добру, — сказал митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх после богослужения. — Поэтому в наше непростое время огромное значение имеет именно социальное служение, которое осуществляет Русская Православная Церковь и координирует Синодальный отдел по благотворительности».

Государственная социальная помощь имеет большие средства и масштаб, но качество того, что делает Церковь, зачастую бывает выше, отметил председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. «У людей, которые занимаются социальной работой в Церкви, другая мотивация. Они делают это не потому, что получают зарплату, у них есть заинтересованность в том, чтобы приобщить людей к добру. Когда мы являем людям Христову любовь, они на это отзываются», — подчеркнул викарий Святейшего Патриарха.

«Кузбасская митрополия накопила большой опыт социального служения», — отметил митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх на пленарном заседании. По его словам, в настоящее время при двух монастырях по принципу приемной семьи открыты православный приют и детский дом, организована работа 18 сестричеств, в которых несут служение 376 сестер милосердия в 67 социальных учреждениях. В Кузбасской митрополии действуют 3 православных реабилитационных центра для наркозависимых, при 13 приходах организованы патронажные службы добровольцев, в которых трудятся 149 человек. Только в прошлом году удалось помочь более 450 нуждающимся: ветеранам, престарелым, одиноким людям.

«Нам бы очень хотелось, чтобы социальное служение стало неотъемлемой частью жизни каждого человека, верующего во Христа. Важно объяснить всем тем, кто приобщен к христианской вере, что без этого служения любви не может быть и настоящей веры», — сказал епископ Пантелеимон на пленарном заседании конференции.

Социальное служение Церкви активно развивается: по благословению Святейшего Патриарха назначаются социальные работники, разрабатываются новые методики помощи. При этом, по словам председателя Синодального отдела, важна не только внешняя организация этой деятельности, но и ее внутреннее устроение в Духе Святом.

«Регулярное и осмысленное участие в Божественной литургии, по возможности частое, приобщает человека к неизреченной тайне любви, которую нам открыл Бог. Человек, который живет Евхаристией, подобно Иоанну Кронштадскому, Иоанну Шанхайскому и всем милостивым и праведным святым, не может жить по-другому. Даже если ему будут запрещать делать добро, все равно он будет его делать — он знает, что это радость», — сказал викарий Святейшего Патриарха. Он отметил, что Евхаристия может быть одновременно и истоком социального служения, и может быть его завершением. «Главное, чем мы можем поделиться — это не только еда, деньги, время или силы, но прежде всего — радость участия в этой удивительной службе, которая уже здесь, на земле, приобщает нас к Царству Небесному», — подчеркнул епископ Пантелеимон.

Участие в социальном служении помогает человеку лучше понять смысл Евхаристии. «Если человек не добр, если он не стремится быть милостивым, если он не живет любовью, то Тайна Евхаристии ему не откроется, потому что подобное познается только подобным», — свидетельствовал духовник службы «Милосердие». По его свидетельству, главной подготовкой к Евхаристии является не только вычитывание правил и пост, а отношение к ближнему: «Если человек строго постится, ничего не ест, если он молится, но со злобой относится к окружающим, если он не служит другим людям, то он не подготовится к Причастию должным образом».

«Хлеб и вино, приносимые Богу, — знак того, что мы отдаем свою жизнь Христу. И так же, когда мы помогаем другим, то приношение, которое мы приносим им, тоже принимает Христос, — сказал епископ Пантелеимон. — Приношение Евхаристии продолжается, когда мы помогаем нуждающимся, когда приносим им то, что есть у нас самих. Социальное служение имеет жертвенный характер, понимаемый как приобщение к Евхаристии — к жертве, которую принес Господь».

Участников конференции приветствовал заместитель губернатора Кемеровской области Дмитрий Исламов. По его словам, усилиями местных властей удалось построить в Кемеровской области уникальную модель социальной политики с большим количеством льгот. В частности, власти обеспечивают молодые семьи беспроцентными ссудами на приобретение жилья.

Кроме того, заместитель губернатора отметил большую работу Кемеровской епархии по обеспечению доступности храмов для людей с ограниченными возможностями. По словам Дмитрия Исламова, во многих храмах проводятся богослужения с сурдопереводом, храмы оборудованы пандусами.

Согласно постановлению врио губернатора Кемеровской области Амана Тулеева епископу Пантелеимону был вручен орден почета Кузбасса за «активную работу по развитию плодотворного сотрудничества церковных и общественных институтов в различных сферах социального служения».

Одно из важнейших направлений служения Церкви в Сибири — помощь людям, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Этой теме была посвящена тематическая секция конференции.

«Мне сообщили о взрыве на шахте Междуреченской 9 мая, я тут же выехал на место после первого взрыва, но пока ехал — произошел второй взрыв на шахте, более сильный, — рассказал участникам секции ответственный за помощь в ЧС Кемеровской епархии протоиерей Андрей Бурдин. — В шахте находились 30 спасательных отрядов, им уже удалось вытащить 200 человек, и в этот момент произошел второй взрыв — буквально выстрелило теми людьми, которые находились внутри. От взрыва было разрушено здание, где мы собирались служить молебен. В итоге молиться решили на фундаменте разрушенного дома».

По словам отца Андрея, тяжелее всего было потом: тела шахтеров и погибших спасателей перевезли в морг Новокузнецка, а затем стали приезжать их родственники на опознание. «Оторваны руки, ноги, люди опознавали погибших по колечку на пальце, по родинке на оставшейся ноге». Отец Андрей поддерживал родственников в момент опознания. «Идем с женщиной, у которой в шахте погибли муж и сын. Она узнает своего мужа, мы вместе плачем, потом идем искать сына». «Для меня это было самым тяжелым, — вспоминает отец Андрей, — если не молиться, пережить это невозможно. После каждого такого опознания я обходил вокруг здания морга и молился про себя». Протоиерей Андрей Бурдин также рассказал про опыт оказания помощи пострадавшим в результате взрывов на шахтах Ульяновская и Распадская.

«Государство не всегда и не всем может оказать помощь, — отметил, в свою очередь, руководитель социального отдела Тарской епархии священник Димитрий Гришин. — Например, если затопило дом, 20 сантиметров, считается, что затопило, а 19 сантиметров — не затопило. А то, что погиб весь огород в сельской местности, погибла скотина, — к сожалению, зачастую это не учитывается. А люди на селе только этим и живут». В связи с недавним затоплением сел в результате разлива нескольких рек в Тарской епархии организована помощь пострадавшим. «Мы собираем помощь сейчас по всем нашим приходам. Будем помогать людям, которым государство никак не помогает», — добавил отец Димитрий. Он также рассказал про опыт приема на временное проживание беженцев из Украины: в настоящее время в церковном здании Тарской епархии проживают около 100 беженцев.

Помогают жертвам стихийных бедствий в Абаканской, Нерчинской, Горно-Алтайской епархиях. Как организовать помощь пострадавшим без денежных средств — рассказал представитель Бийской епархии священник Сергей Терещенко. «В прошлом году в результате наводнения было затоплено три четверти Бийска. Священники ходили по общежитиям, по гостиницам, где были временно расселены пострадавшие, и предлагали помощь: не материальную, а физическую. Например, человек живет один, родственников нет, а в доме после наводнения нужен ремонт — добровольцы придут помочь поменять кран, подштукарить, отремонтировать полы, выровнять дверь. Мы записывали адреса и контактные данные. И когда вода ушла и началась расчистка домов, добровольцы оказывали такую физическую помощь».

Координатор направления помощи в ЧС Синодального отдела по благотворительности Полина Юферева рассказала про опыт общецерковной помощи пострадавшим от пожаров 2010 года, от наводнения в Крымске и на Алтае, от пожаров в Хакасии и Забайкалье. Представитель группы церковной помощи в ЧС Синодального отдела по благотворительности священник Филипп Ильяшенко представил проект документа «Алгоритм действий священника в ЧС» и выделил основные особенности организации помощи в чрезвычайных ситуациях.

В рамках другой тематической секции финансовый директор Синодального отдела по благотворительности Константин Басилов поделился опытом привлечения средств на социальные проекты.

Второй день конференции завершился неформальной встречей председателя Синодального отдела по благотворительности епископа Пантелеимона с делегатами форума в формате «вопрос-ответ».

Диакония.ru/Патриархия.ru