Новости официального сайта Московского Патриархата

25 Января 2016

24 января 2016 года в Донском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы была совершена панихида по казакам, погибшим в годы репрессий.

Перед началом богослужения председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл обратился к верующим с архипастырским словом.

«Каждый год 24 января в этом величественном храме и в других храмах Русской Православной Церкви собираются православные люди, чтобы вспомнить убиенных атаманов, казаков, членов их семей, священнослужителей, погибших от рук поборников безбожной власти, от рук нечестивцев в страшные годы начала ХХ столетия, — отметил глава Синодального комитета. —  Манящие идеи свободы, равенства, братства, пришедшие в Россию еще со времен Французской революции, пленили и одурманили умы простых людей. Революционеры внушали, что можно отказаться от Бога, от повиновения Церкви и священнослужителям, что можно грабить и убивать своих собратьев. И устроится жизнь, вернее, даже рай на Земле, все будет прекрасно и замечательно. Листовки, газеты, призыв "землю — крестьянам", вся эта довольно умелая большевистская пропаганда все больше и больше поражала русский народ».

«Во время революции происходит какое-то страшное умопомрачение, когда вроде бы даже нормальные люди, которых до этого не затронула большевистская зараза, ждали перемен и оказались снесены их сильнейшим ветром, — продолжил митрополит Кирилл. —  Отец поднимался на сына, сын поднимал руку на отца. Мы  пережили это горе убийства своих своими же руками и помним о крови миллионов русских людей.

«Известно, директива большевиков от 24 января 1919 года заложила фундамент к уничтожению казачества, — напомнил владыка митрополит. — И вдвойне пролилась кровь, когда казак поднялся на казака. После страшных лет гражданской войны многие представители казачества эмигрировали за границу. Они уцелели, но их потомки со слезами на глазах временами смотрят  фотографии своих старших родственников и вспоминают события тех лет, уничтожившие веками оберегаемый уклад русской православной, казачьей жизни. После 1917 года казаки и священнослужители практически оказались вне закона. Ни форму надеть, ни помолиться в Божием храме, многие из которых большевики разрушили».

По словам главы Синодального комитета, сегодня строится новая Россия. «Мы свободно созидаем все то, что было когда-то порушено: восстанавливаем и строим храмы, монастыри, возрождается славное казачество, — добавил митрополит Кирилл. — Пришедшие сегодня в Донской монастырь атаманы и казаки, которые с начала 90-х годов XX века по сути заново начали прививать и устанавливать весь казачий уклад, культурно-исторические традиции казачества, знают, как это тяжело. Враг рода человеческого не дает все правильно поставить на место. Есть разного рода нестроения, выяснения между казаками, другие препятствия, которые мешают. Однако есть самое главное. Есть Церковь. Тяжело на душе, придите в Божий храм к священнику, приступите к  исповеди, причаститесь Святых Христовых Таин, и начнет собственная жизнь налаживаться».

«Я уверен, что труды людей, которые по чести, по совести хотят стране и, в частности, казачеству добра, принесут всему народу радость и благо. Это непростой труд,  недоброжелатели мешали и будут нам мешать. Но самый страшный наш враг — безразличное отношение к вере, злоба между собой, разлад в семьях. С Божией помощью, с ежедневной молитвой у нас есть возможность все поправить, все изменить. Господь способен весь мир изменить  ради Спасения человека, который обращается к Нему за помощью. Мы видим Его заботу, в том числе в последние два с лишним десятилетия. Как бы не грешили обманутые русские люди, сколько бы зла, уверовавшие в идеи коммунизма не принесли в мир, продвигая насилием безумные представления, однако, за молитвы,  подвиги и смерть подвижников благочестия, а также за покаяние, которые в нас, потомках тех времен, порой прорывается, Господь дарует надежды на положительные перемены. И эти перемены мы наблюдаем. Россия потихоньку поднимается. Какие будут времена впереди?  Может быть, времена  более страшные, может быть, придется взять в руки оружие. Но только в Божием храме с молитвой мы сможем все превозмочь, отвести угрозу, понять, как правильно созидать свою дорогу в жизни, мир в нашем обществе, как развивать казачество», — заключил митрополит Кирилл.

«Помолимся о упокоении священнослужителей,атаманов, казаков, всех тех, кто положили души свои за веру Православную, за Отечество, за святые  традиции, от которых они и перед смертью не отказались», — призвал председатель Синодального комитета перед заупокойным богослужением.

Панихиду совершил ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством иерей Тимофей Чайкин. Ему сослужили войсковой священник ВКО «Центральное казачье общество» иерей Марк Кравченко, председатель отдела по взаимодействию с казачеством Московской областной епархии протоиерей Марк Ермолаев, а также духовники казачьих обществ Московской области.

За богослужением молились митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, атаман Московского окружного казачьего общества атаман А.Е. Шустров, атаман Отдельского казачьего общества Московской области Г.Н. Сидорин, верховный атаман ООО «Союз казаков» П.Ф. Задорожный, сотрудники Синодального комитета, а также представители ВКО «Центральное казачье войско», ООО «Союз казаков», Союза казаков-воинов России и Зарубежья, прихожане обители.

Богослужебные песнопения исполнил хор Донского монастыря.

По окончании панихиды митрополит Кирилл поблагодарил войсковых священников и казачьих духовников за неустанную заботу о духовном попечении казачества, а также пригласил духовенство, атаманов казачьих обществ и казаков к участию в мероприятиях казачьего направления Международных Рождественских образовательных чтений, которые состоятся 26-27 января в Правительстве Москвы и в Московском государственном университете технологий и управления имени им. К.Г. Разумовского.

24 января 1919 года Оргбюро ЦК РКП(б) выпустило циркулярную директиву «О расказачивании». Эта директива фактически объявляла казачество вне закона. Как утверждал председатель Реввоенсовета Лев Троцкий, «казаки — единственная часть русской нации, способная к самоорганизации; по этой причине они должны быть уничтожены поголовно».

Сразу после директивы в «Известиях ВЦИК» была опубликована статья, в которой автор прямо утверждал: «У казачества нет заслуг перед русским народом и русским государством. У казачества есть заслуги перед темными силами русизма… стомиллионный русский пролетариат даже с точки зрения нравственности не имеет здесь права на какое-то великодушие… Старое казачество должно быть сожжено в пламени социальной революции».

В результате красного террора погибли по меньшей мере три миллиона казаков. Отдельные трагические страницы связаны с гибелью казачьих священнослужителей, которым отрубали руки, чтобы перед смертью они не могли помолиться.

В приказе-воззвании в августе 1919 года красный командир дивизии Ф. Миронов писал: «Население стонало от насилий и надругательств. Нет хутора и станицы, которые не считали бы свои жертвы красного террора десятками и сотнями. Дон онемел от ужаса… Восстания в казачьих областях вызывались искусственно, чтобы под этим видом истребить казачество».

В течение последних двух десятилетий ежегодно во многих храмах России и в православных храмах за рубежом 24 января собираются потомки казаков, представители различных общественных организаций казачества, священство, обычные православные люди для того, чтобы помолиться об упокоении казаков, ставших жертвами большевистского террора.

26 марта 2014 года в здании Российского Государственного архива социально-политической истории в Москве состоялась научная конференция «Судьба русского казачества в ХХ веке. К 95-летию начала расказачивания». Это было первое крупное научное мероприятие, посвященное рассмотрению вопросов политики расказачивания.

Участники конференции, организованной Синодальным комитетом по взаимодействию с казачеством и РГАСПИ, призвали научное и экспертное сообщество кропотливо и последовательно изучать причины, которые способствовали в начале ХХ века разрушению государственности и разгрому казачества как уникального института русской цивилизации. Сотрудничество Синодального комитета и РГАСПИ продолжается.

Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством/Патриархия.ru