Новости официального сайта Московского Патриархата

15 Июля 2013

Сейчас все популярнее становятся паломнические поездки – сотни людей в год отправляются в разные концы Христианского мира из Новосибирска. Но все чаще можно увидеть и объявления турфирм о, так называемых, религиозных туристических путешествиях. Что это такое, в чем различия таких поездок от паломничества? Об этом и о многом другом нашему корреспонденту рассказал руководитель Новосибирского Паломнического центра, протоиерей Владимир Бобров.

 

 


- Для многих людей, особенно не воцерковленных, понятия паломничества и религиозного туризма тождественны. Скажите, различаются ли эти понятия? В чем суть паломнической поездки?

- Конечно это не одно и то же. Паломничество и религиозный туризм нужно четко различать. Этот вопрос обсуждался на международных паломнических конференциях, которые проводились в Москве еще лет семь-восемь назад. И тогда же эти понятия были разграничены. Ведь туризм он всегда подразумевает либо отдых, либо образовательную поездку, либо знакомство с памятниками старины, других культур. В паломничество же отправляются, чтобы помолиться, чтобы поклониться святыне. То есть основа паломнической поездки – это, прежде всего, духовная работа. И очень важно понимать это.

На международной паломнической конференции, которая состоялась в Киеве в 2010 году, было дано определение паломничеству как явлению церковной жизни: «Паломничество, будучи одним из аспектов духовной деятельности Церкви, уходящим корнями в глубокую древность, представляет собой форму богопочитания и является реализацией духовной потребности паствы в поклонении святыням, участии в богослужении у святых мест, молитвенном общении с верующими других Поместных Церквей как выражении единства и соборности Православной Церкви, согласно учению Священного Писания, Вселенских соборов и святых отцов».

В религиозную туристическую поездку вас может направить практически любая турфирма. Вам покажут монастыри, храмы, святыни. Расскажут о них. Но достаточно ли этого будет сердцу верующего человека? Думаю, нет. В паломничество мы едем не для того, что бы просто посмотреть на святыню, а для того, чтобы поклониться ей, поклониться мощам святых угодников, помолиться перед чудотворными иконами. Здесь уже не может какая-то коммерческая фирма дать гарантии, что она выполнит эти условия. В таких случаях человеку может помочь только Церковь Христова. Именно поэтому паломничество – это прерогатива Церкви, и только Церковь имеет право заниматься паломничеством и никто больше.

К сожалению, приходится констатировать факт, что не всех людей, которые едут к Святым местам, мы можем назвать паломниками, скорее туристами. На Святой Земле в Палестине с горечью говорят: «Раньше было иго турецкое, а сейчас иго туристское».

Задача Паломнического центра, созданного по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона митрополита Новосибирского и Бердского, заключается в том, чтобы православные христиане, путешествующие по святым местам, почувствовали себя паломниками, а не туристами.

- Со временем меняются формы паломничества: в старину важно было пройти путь до святыни пешком, человек мог идти годами, сегодня же люди отправляются в паломничество автобусом, поездом, и даже самолетом. Развитие транспорта никак не повлияло на сам смысл паломничества?

- Да, в далекие времена люди ходили в паломничество пешком, даже давали Богу такие обеты: сходить, допустим, в Киев, или в Иерусалим. Но, конечно же, не все брали на себя такой подвиг, как сказано по Слову Господню: «Кто может вместить, да вместит» Мф.19.12). Многие паломники, у которых не было сил или возможности отправиться к святыне пешком, пользовались транспортом. Изучая историю паломничества, мы видим, что оно было очень развито в России до революции. И многие христиане считали своим долгом обязательно съездить, например, в Иерусалим, поклониться Святому Гробу Господню. Они разными путями, кто пешком, кто на лошадях добирались до Одессы, потом пароходом плыли в Хайфу и оттуда уже шли или ехали в Иерусалим.
То есть из истории паломничества мы видим, что люди пользовались различными транспортными средствами, и нет ничего зазорного в том, что сегодня паломники пользуются современными видами транспорта. Наука, прогресс не стоят на месте, и мы используем достижения цивилизации для благих целей.

- А каков образ сегодняшнего паломника? У многих существует стереотип: паломник, это пожилой человек, с котомкой за плечами, с иконой на груди, в переездах между храмами он читает псалтырь и вообще только и делает, что молится. Но вряд ли сегодняшние паломники действительно соответствуют этому представлению.

- Конечно. Сегодняшние паломники – это самые разные люди. Среди них, между прочим, очень много молодежи. Так что старец с сумой и в лаптях – это не более, чем стереотип. В паломнических группах немало людей, которые занимаются бизнесом. Врачи, учителя, чиновники, священники, студенты – образованные, современные люди. И всех этих людей объединяет стремление поклониться святыне, они едут, чтобы приобрести что-то полезное для своей души, чтобы стяжать благодать Святаго Духа.

- В паломничество люди, чаще всего отправляются не в одиночку. Получается, что поездка это не только возможность поклониться святыне, но и общение, новые встречи, знакомства. Это так?

- Несомненно, такие поездки очень сближают. Недаром говорят, что в паломничество отправляются люди разобщенные, а возвращаются из поездки – единой семьей. Совместная духовная работа настолько сближает людей, что они зачастую продолжают общаться, встречаться и после поездки, многие на всю жизнь становятся настоящими друзьями.

- А как обстоит дело, скажем так, с кадровой проблемой? Ведь еще несколько лет назад, отправляясь в туристическую поездку можно было услышать от экскурсовода неподобающие слова о храмах, о христианских святынях, можно было увидеть небрежное отношение к убранству храма, некоторые сведения были искажены. Изменилась ли ситуация на сегодняшний день?

- Светские экскурсоводы – это отдельная проблема, с которой действительно сталкиваются многие верующие люди. Подчас, экскурсовод знает о храме, о святыне меньше, чем сами паломники. Часто бывает, что такие экскурсоводы некомпетентны, дают непроверенную, неточную или, что еще хуже, псевдодуховную информацию. Рассказы таких гидов замешаны на суевериях, небрежности к святыне.

Что можно посоветовать в этом случае: конечно же, отправляясь в паломничество или туристическую поездку не стоит пользоваться услугами сомнительных туристических фирм, лучше всего будет воспользоваться помощью нашего Паломнического центра, или отправиться в поездку через другие официальные паломнические структуры Русской Православной Церкви. Официальные паломнические структуры всегда стараются направить человека по благодатному пути, по пути молитвы, объяснения, достоверного рассказа о тех или иных святынях, святых мощах. Организуя паломнические поездки, мы обязательно отправляем с группой священнослужителя или верующего экскурсовода-сопровождающего, который, конечно же, не допустит искажения сведений или других нежелательных моментов.

- А не может ли так случиться, что светский человек обратится в паломнический центр, чтобы отправиться в туристическую поездку, а попадет в паломнический тур? Или наоборот, верующий человек, стремящийся помолиться у великих святынь, обратившись в туристическую фирму, отправят в простую экскурсию?

Cтоит снова сказать, что ни в коем случае здесь нельзя подменять понятия. Если человек едет с верой в душе, если он стремится поклониться той или иной святыне, он должен четко понимать, что это называется паломничеством и никак иначе. Религиозная туристическая поездка – это совсем другое. Что касается, скажем так, случайного попадания в паломническую группу – это практически невозможно. Ведь в любом официальном паломническом центре, перед самой поездкой проводится специальное собрание. Людям объясняют цели поездки, рассказывают о маршруте. Естественно, оговариваются какие-то особые моменты о службах, о поведении на святых местах, о форме одежды, что где-то придется ходить пешком, где-то – долго стоять, где-то – долго ехать. Человек должен понимать, для чего он это все терпит. Мой опыт показывает, что чем сложнее паломническая поездка, тем она благодатнее, тем желаннее для человека сама ее цель.

Так что если вы хотите взять кого-то с собой в паломническую поездку, очень важно объяснить человеку, для чего он туда едет. Еще раз повторюсь, паломничество – это духовная работа, а если человек едет с другой целью, скорее всего он не получит желаемого.

- Вот мы уже задевали тему истории паломничества. Это очень интересная тема, расскажите, как зародилось паломничество, как распространялась эта идея?

- Самые первые паломники отправлялись, конечно же, ко Святому Гробу Господню в Иерусалим. Позже люди стали ходить и к другим святыням, на Афон, или в Киев, в Дивеево, в Троице-Сергиеву Лавру. Но самым первым местом паломничества стал все-таки Иерусалим. Когда люди возвращались от Гроба Господня, они привозили с собой пальмовые ветви. Пальмовая ветвь – «палома». Отсюда пошло слово «паломники». Со временем всех путешествующих к святыням стали называть паломниками.
Считается, что покровительницей паломников является сама Пресвятая Богородица, Пречистая Дева Мария. Потому что после распятия, смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятая Богородица любила ходить по местам, связанным с евангельскими событиями, пребывать там в молитве. Святое Предание говорит нам, что, живя в Иерусалиме, ежедневно Она приходила ко Гробу Господню, на Голгофу, на Елеонскую гору, где Господь по Воскресении своему являлся к ученикам и откуда Он вознесся на Небо. Получается, что паломники, проходя по святым местам, проходят по стопам Пресвятой Богородицы, повторяя Ее путь. Многие святые отцы совершали паломничество. Святитель Николай-чудотворец паломничал на Святую Землю, святая императрица Елена построила множество храмов в Палестине, святой Серафим Саровский перед тем как уйти в монастырь паломничал в Киев.

- Скажите, а насколько доступны для людей паломнические поездки? Ведь выехать куда-то за границу стоит сегодня немалых денег. Действительно ли любой человек может отправиться в паломничество?

- Опыт показывает, что паломнические поездки становятся все более и более доступны для прихожан. Например, в 2003 году через Паломнический центр в Иерусалим отправилось всего 10 человек, за прошедший 2011 год около 100 человек съездило на Святую землю, 30 человек по святым местам Италии, около 40 человек побывало в Греции. Это только зарубежные поездки. Всего за 2011 год через Паломнический центр совершили паломничество более двух тысяч человек. Святые места нашей митрополии, ближнего и дальнего зарубежья, России – везде могут побывать новосибирские паломники. Многие едут второй, третий раз. В течение последних двух-трех лет к нашим группам стали активно присоединяться паломники из других епархий, там где нет возможности организовать серьезные поездки заграницу. Алтайская епархия, Кемерово, Иркутск, Красноярск, Томск, Омск, Казахстан – православные верующие из этих регионов едут по святым местам через Паломнический центр Новосибирской митрополии.

Вернувшись, люди рассказывают своим родственникам, знакомым о том, как им было хорошо в этой поездке и, конечно же, интерес к паломничеству только растет. Часто бывает, что сначала в поездку отправляется, скажем, только глава семьи, в следующий раз он приходит в Паломнический центр уже вместе с супругой, иногда родители отправляют в паломничество своих детей, но нередко взрослые дети дарят паломническую поездку своим пожилым родителям-пенсионерам, были случаи когда паломнической поездкой руководители организаций и предприятий в виде поощрения награждали своих старательных сотрудников. То есть, прикоснувшись к благодати, люди хотят, чтобы это испытали и их близкие. Все, без исключения, побывавшие на святых местах, понимают, что паломничество это некий дар Божий, которым хочется поделиться.
А насчет стоимости – мы, конечно же, стараемся сделать как можно дешевле любую поездку. Мы понимаем, каким трудом человек зарабатывает деньги. К сожалению, нельзя сделать паломническую поездку абсолютно бесплатной – ведь это затраты и на билеты, и на питание, и на проживание. Конечно же, любая поездка стоит каких-то денег, но задача нашего паломнического центра – как раз в том, чтобы сделать ее как можно менее обременительной с финансовой стороны.

- Какие маршруты на сегодняшний день существуют, какие из них наиболее популярны и какие планируется организовать в ближайшем будущем.

- География поездок через Паломнической центр Новосибирской митрополии разнообразна. Паломнические поездки мы подразделяем по трем направлениям – паломничества по святым местам нашей митрополии и Сибирского региона, поездки по России и поездки заграницу.

По каждому направлению приходится работать по-разному. Например, для того чтобы организовать однодневную поездку к святому источнику в Ложках или в Михаило-Архангельский мужской монастырь в Козихе достаточно составить список желающих участвовать в поездке, заказать автобус, выделить сопровождающего и договориться с принимающей стороной о встрече и питании паломников. Другое дело поездка в Иерусалим или по святым местам Греции. В этом случае приходится работать во многих плоскостях: авиабилеты, медицинское страхование, бронирование гостиниц и автобусов, питание, трансферы, также для того чтобы принять участие в службах на святых местах паломнический центр заранее должен получить специальные разрешения от священноначалия Поместных Православных церквей. Всё это надо состыковать, правильно организовать. В общем, много особенностей , много нюансов которые надо учитывать при организации таких серьезных паломнических путешествий и хорошо когда этим занимаются грамотные проверенные люди. Такие специалисты подбираются и отсеиваются, я бы даже сказал, не днями и неделями, а годами.

На сегодняшний день Епархиальным Паломническим центром организуются следующие поездки: во святой град Иерусалим и по святым местам Палестины, по святым местам Греции, на Афон, по святым местам Италии, по святым местам Украины и Белоруссии, Троице-Сергиева лавра, святые места Москвы и Санкт-Петербурга, Валаам, Дивеево, Оптина, Екатеринбург, Алтай, святые места Новосибирской митрополии.

По благословению Высокопреосвященнейшего Тихона митрополита Новосибирского и Бердского к 200-летию Великого Бородинского сражения и в память Победы России в Отечественной войне 1812 года Епархиальным Паломническим центром был разработан паломнический маршрут, посвященный сей знаменательной дате.

Данная паломническая поездка имеет своею целью напомнить православным христианам о великом подвиге нашего народа по спасению Отечества, а также поклонение святым и памятным местам, связанных с событиями Отечественной войны 1812 года.
Ознакомиться с расписанием поездок можно на веб-сайтах Новосибирской митрополии «Образование и Православие», сайте Александро-Невского собора. Также каждый месяц мы развозим расписание поездок по всем храмам Новосибирска. Бывает, конечно, что люди жалуются, об отсутствии объявлений о поездках, но это уже надо спрашивать с настоятелей приходов.