Новости официального сайта Московского Патриархата

2 Августа 2013

Северная Осетия (Алания) более тысячи лет является оплотом Православия на Северном Кавказе. Скоро будет отмечаться 1100-летие Крещения Алании. Почти сто лет Осетия была лишена собственных духовных учебных учреждений. В 2014 году состоится первый выпуск возрожденного Владикавказского духовного училища. О задачах, стоящих перед училищем, о духовном образовании, об особенностях национальной духовной культуры, о потребности в духовенстве для служения в Осетии, о проповеди и богослужении на осетинском языке, а также о перспективах роста училища и планах преобразования в семинарию в интервью порталу Religare.ru рассказал проректор училища протоиерей Артемий Пономаренко.

— Отец Артемий, расскажите об истории училища: как оно появилось в настоящее время, и были ли у него какие-то корни?

— Владикавказское православное духовное училище существует третий год. 6 октября 2010 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. На заседании было рассмотрено прошение архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана (ныне митрополит Челябинский и Златоустовский) об открытии в Республике Северная Осетия — Алания духовного училища с целью ускоренной подготовки церковно- и священнослужителей для дальнейшего служения в осетиноязычных приходах. Несомненно, принятое Священным Синодом решение открыть во Владикавказе духовное училище имело историческое значение. Оно еще раз демонстрирует стремление Православной Церкви проповедовать Слово Божие всем народам на понятном, родном языке и вместе с тем подчеркивает особый статус Осетии как исторического очага христианства на Северном Кавказе.

Но, несмотря на столь молодой возраст нашего учебного заведения, духовное образование во Владикавказе имеет глубокие корни. Известно, что Владикавказ конца XIX — начала XX века — это не только административный, но и культурный центр Терской области. В городе действовали театры, библиотеки и целый ряд образовательных учреждений разного уровня, в том числе классические гимназии и даже кадетский корпус. Но ведущую роль в системе народного образования в Терской области занимали духовные учебные заведения. Среди них — Ардонская Александровская духовная семинария и Владикавказское духовное училище.

В 1887 году в селении Ардон Северной Осетии было открыто Александровское миссионерское духовное училище. Решением Синода от 20 сентября 1895 года оно было преобразовано в Александровскую миссионерскую духовную семинарию. С этого времени Ардонская семинария стала главным центром просвещения в Осетии, кузницей кадров не только осетинской интеллигенции, но и окрестного казачьего населения.

Уже в начале XX века в Осетии повсеместно в сельских школах работали выпускники Ардонской семинарии, а по всей Владикавказской епархии служили священники, окончившие семинарию.

В течение своей недолгой истории Ардонская семинария была важнейшим центром духовного образования и просвещения Осетии. Ее выпускники внесли неоценимый вклад в духовное и культурное развитие не только Осетии, но и всего Кавказа.

Среди ректоров Ардонской духовной семинарии было много выдающихся деятелей Церкви: первый ректор семинарии архимандрит Иоанн (Алексеев) — впоследствии епископ Пермский; архимандрит Димитрий (князь Давид Ильич Абашидзе) — впоследствии схиархиепископ Антоний, местночтимый святой Киевской епархии; архимандрит Пимен (Белоликов) — впоследствии епископ Семиреченский и Верненский, канонизирован в сонме новомучеников и исповедников Российских, и многие другие.

Что же касается духовного училища, то в 1887 году по инициативе епископа Владикавказского Владимира (Сеньковского) из Моздока во Владикавказ было переведено духовное училище, которое состояло из четырех классов с годичным курсом обучения в каждом и одного приготовительного класса. В училище принимались дети всех сословий православного исповедания, причем дети духовенства зачислялись бесплатно.

Говоря о воспитанниках училища, нельзя не отметить, что здесь учились дети большинства духовенства Владикавказской епархии.

— Учебная программа в современном училище имеет какие-то свои особенности?

— Образовательный процесс в духовном училище осуществляется строго на основе учебных программ и учебных планов, утвержденных Учебным комитетом Русской Православной Церкви, и включает три курса обучения. На весь период обучения студентам очного отделения предоставляется бесплатно общежитие и четырехразовое питание, кроме того, студенты очного отделения получают стипендию, размер которой зависит от успеваемости.

При этом наше училище дает своим студентам возможность постигать богословские и иные дисциплины в преломлении к особенностям национальной духовной культуры и языковой среды. Ведь в городах и селах епархии строятся новые храмы, а значит, есть потребность в проповеди и совершении богослужений и на осетинском языке.

— Из кого состоит преподавательский состав, где вы черпаете кадры? Преподает ли владыка лично и какую дисциплину?

— Преподавательский состав Владикавказского духовного училища представлен священнослужителями и мирянами, среди которых два преподавателя имеют звание доцента и один — звание профессора. Это высококлассные специалисты, знающие и любящие свое дело. За то недолгое время, что существует наше училище, у нас сложился дружный коллектив, и во главе этого коллектива — ректор архиепископ Владикавказский и Аланский Зосима. Однако владыка-ректор не ограничивается исполнением лишь административных обязанностей — помимо общего руководства духовным училищем, он также преподает на втором курсе Священное Писание Ветхого Завета. Студенты имеют уникальную возможность не только прослушать курс лекций в изложении архиепископа Зосимы, но и задать интересующие их вопросы.

— Достаточно ли «мощности» училища для подготовки духовенства епархии, есть ли у вас планы по преобразованию училища в семинарию? Насколько велик в целом потенциал роста и развития училища?

— Бесспорно, любое учебное заведение должно стремиться к дальнейшему развитию, и, в первую очередь, качественному развитию. Преобразование в семинарию — это наша цель, и мы постепенно к этому идем. Так, с сентября прошлого года при нашем учебном заведении действуют регентские курсы, которые в последующем будут преобразованы в отделение.

Но, помимо целей развития, у нас есть и ресурсы для дальнейшего роста. В первую очередь, я имею в виду наш коллектив, который широко известен в научных кругах. Важно и то, что у нас наметились дружественные отношения с ведущими научными и образовательными центрами республики — в первую очередь, с Северо-Осетинским государственным университетом им. К.Л. Хетагурова и Северо-Осетинским институтом гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева.

Иллюстрацией потенциала нашего училища является и тот факт, что в мае 2013 года нами была организована и проведена уже II Всероссийская научно-практическая конференция «Славянская письменность и культура как фактор единения народов России», приуроченная ко Дню славянской письменности и культуры. Конференция имела большой научный успех. В ее работе приняли участие преподаватели высших светских и духовных учебных заведений, ученые из Северной Осетии, Москвы, Мурома, Нальчика, Пятигорска, Ставрополя, а также с Украины, представители духовенства, органов законодательной и исполнительной власти РСО-Алания. Участникам аналогичной прошлогодней конференции были подарены сборники материалов I Всероссийской научно-практической конференции ВПДУ «Православная Церковь в социально-культурных процессах России: история и современность», которые включают в себя 50 научных статей. Важно отметить, что данное издание стало первым религиозно-научным сборником в Северной Осетии.

— На территории вашего училища расположен храм, который строили родители Патриарха Илии...

— Вы правы, училище располагается на территории храма Покрова Пресвятой Богородицы. Этот храм относительно молодой, но уже имеет свою историю. Он был открыт в 1947 году и представлял собой небольшой саманный домик, ничем особым не выделявшийся на фоне таких же жилых домов в этом районе города. Этот дом в трудные послевоенные годы приобрели на свои средства родители будущего Патриарха Грузии Илии II Георгий и Наталия Шиолашвили и передали в дар Церкви. Со временем над домом был поставлен маленький купол, увенчанный крестом. На протяжении почти 50 лет это был один из двух действующих православных храмов на весь Владикавказ. В первые годы в Покровской церкви служил благочинный православных церквей Северной Осетии протоиерей Григорий Гончаров, выпускник Ардонской духовной семинарии, который приложил много усилий для того, чтобы советские власти разрешили открыть здесь храм. Также первыми служителями были поселившийся во Владикавказе после ссылки протоиерей Александр Райнов, священники Емелиан Касимов, Алексий Зимарин и другие.

Только в 2002 году усилиями нынешнего настоятеля Покровского храма протоиерея Владимира Михайлова, духовника нашего училища, небольшая саманная церковь была перестроена в просторный каменный храм со всеми необходимыми для нормального функционирования прихода постройками. Сегодня в этом храме несут послушание наши студенты.

— Хватает ли училищу нынешних помещений и есть ли планы по расширению?

— Наиболее актуальным для нас является реконструкция здания бывшей Ардонской духовной семинарии, которое на сегодняшний день находится в аварийном состоянии. В перспективе, при условии осуществления его капитального ремонта, Владикавказское православное духовное училище могло бы переместиться в аудитории Ардонской семинарии.

Беседовал Филипп Щипков

Владикавказская епархия/Патриархия.ru