Новости Пензенской митрополии

Источник информации: Пензенская митрополия
Адрес новости: http://penzaeparhia.ru/news/1967
20 Января 2015

В эфире итогового выпуска «Наших новостей» на «11 канале» в беседе с ведущим Павлом Лютовым митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим рассказал об итогах 2014 года, поделился своим мнением о природе греха и его преодолении и поздравил телезрителей с Рождеством Христовым и Богоявлением.

– Владыка, расскажите: какие произошли изменения в жизни Пензенской епархии? Что было в 2014 году сделано, построено, намечено и достигнуто?

– Слава Богу, продолжается строительство Спасского собора. Это самая главная стройка епархии, и внимание к ней наиболее пристальное. Мы поставили все купола на храм и приступили к кровле. По сути, это уже последний этап работ, которые предваряют отделку храма. Поэтому с началом летнего строительного сезона мы приступаем к отделке – к тому этапу, когда храм будет уже обретать свой окончательный вид. Я считаю, что это самое главное наше достижение за 2014 год.

Второе – это то, что за год мы постарались укомплектовать епархию священнослужителями. Это было непросто, потому что наша духовная семинария только начала существовать, она делает еще очень маленькие выпуски, и количество выпускников не удовлетворяет потребности епархии, а самое главное – жителей области. Когда год назад я сюда был назначен, это была, наверное, самая сложная ситуация, когда в праздник Рождества и Крещения на приходах некому было служить. Слава Богу, за этот год мы имеем прирост в 22 новых священнослужителя: я считаю, что за год это – очень много. Это позволило как-то нормализовать обстановку, но нужно еще примерно 60 священнослужителей, чтобы можно было сказать: мы проблему сняли полностью.

В этом году мы постарались общими усилиями привлечь новых священнослужителей из других епархий, привлечь выпускников семинарий и академий, которые были родом из Пензенской области, и, безусловно, найти благочестивых людей здесь, которые бы могли нести пастырские обязанности.

– А как их искать, таких людей?

– Это очень просто. В том плане, что всех воспитывает приход. В любом приходе есть благочестивые люди, которые не один десяток лет посещают храм, зарекомендовали себя с положительной стороны, и которым прихожане и священник доверяют. Конечно, очень важно и их желание, важно, чтобы они пожелали изменить свою жизнь, ведь принятие священного сана – это изменение всей жизни.

Даже если, скажем, человек и был прихожанином, по субботам и воскресеньям постоянно посещал храм, – то теперь нужно изменить и семейный уклад, и самому начать по-другому себя вести. В этом смысле решение о принятии священного сана – это, прежде всего, добрая воля самого человека и его благовидная жизнь.

Вспомним историю: ведь в первых христианских общинах таким образом и появлялись священники. Из среды прихожан избирался достойный человек, которого потом готовили к священнослужению, и нашим основным условием тут, естественно, является обучение в духовной семинарии. Поэтому, даже если человек семейный и не может очно учиться в семинарии, то мы его определяем на заочное отделение, либо на экстернат. И когда он заканчивает один-два курса, мы уже смотрим: действительно ли человек может быть священнослужителем. Если да – после этого он принимает сан.

– Скажите, что митрополит считает главной задачей своего служения?

– И митрополит, и священник – любой, где бы он ни находился, служит ли он в столице или в самом удаленном поселке нашей Родины, – прежде всего, конечно, своей главной задачей считает проповедь Евангелия. Для этого митрополит должен объехать все свои приходы, которые расположены на территории вверенной ему митрополии, чтобы посмотреть, как проходит жизнь прихода, все ли в ней правильно, и, конечно, поддержать людей своей проповедью, чтобы люди больше думали о Евангельских истинах, об исполнении заповедей Божиих.

В этом смысле моя жизнь больше насыщена поездками по епархии. Мне вверена сама Пензенская епархия – это 137 приходов, которые расположены недалеко от города Пензы. Кроме того, я еще имею долг посещать новообразованные епархии, которые находятся на территории Пензенской области, – Кузнецкую и Сердобскую.

Задача огромная. Я честно хочу сказать, что не смог за этот год объехать все приходы даже Пензенской епархии, – где-то около десятка приходов осталось, которые я не смог посетить. Правда, могу немного оправдаться тем, что половину года управлял еще и Кузнецкой епархией, поэтому часть богослужений совершал там, в Кузнецком, Никольском, Камешкирском, Иссинском районах.

Конечно, развитие всей епархиальной жизни зависит от руководителя. Здесь и заботы о духовной семинарии, и о духовно-просветительской работе, и о молодежной, и о социальной – все это такой большой и сложный организм, которым приходится управлять.

– Владыка, сейчас идут святочные дни. Как правильно себя должны вести православные верующие в это время? Что делать, чего не делать?

– Здесь все очень просто, все разрешается отношением самого человека к вере. Ведь любой верующий человек сам для себя устраивает праздник. Воцерковленный человек начинает готовиться к Рождеству Христову постом, а этот пост начинается еще с 27 ноября. Представляете, в течение 40 дней человек старается воздерживаться от какой-то пищи: конечно, когда приходит праздник Рождества – это для него сугубый праздник. Радость на душе не только от празднуемого события, но он еще и понес для этого какие-то тяготы, поэтому сама служба, а затем семейное застолье, – это уже некий сугубый праздник для постившегося.

Или возьмем человека, который не воцерковлен, не соблюдает пост, – в итоге, в суете дней приходит праздник Рождества. Конечно, для него это – тоже радость, это тоже порой вносит немалый смысл в его жизнь, он посещает на Рождество храм и духовно обогащается, но, конечно, что-то он и теряет из того, что мог бы приобрести, соблюдая пост.

А есть человек, который к Рождеству относится, просто как к русской традиции, и ему кажется, что можно и погадать на Святках, потому что это – тоже народная традиция. Хотя, на самом деле, эта традиция к Рождеству никакого отношения не имеет, это – пережитки язычества, которые остались от Древней Руси.

– То есть, гадание для верующего человека недопустимо?

– В душе, может быть, каждый из нас верующий, но насколько человек воцерковлен, насколько он действительно имеет в жизни какие-то правильные или свои ориентиры? Ведь верующий человек никогда не будет гадать: в его жизни все понятно. Жизнь его, как говорит Псалмопевец, – 70 или 80 лет на земле, и он прекрасно понимает: как он эту жизнь проживет, какие он дела здесь сделает, – такое воздаяние ему будет в вечной жизни. А неминуемо все всё равно придут к порогу смерти, за которым будет жизнь вечная и поэтому в этом смысле о чем здесь гадать?

Что бы в нашей жизни ни случалось, если мы имеем веру и упование на Бога, если мы имеем надежду на жизнь вечную, для христианина не так важно: сегодня произойдет момент нашей смерти или через два-три дня, а может быть, и через двадцать-тридцать лет. Для христианина важно, чтобы он был подготовлен к этому переходу в иной мир, чтобы он действительно переходил в жизнь вечную, не неся за собой груза грехов, которые он совершил. А исправление грехов – естественно, это покаяние, но и исправление самой жизни. Ведь недостаточно только лишь покаяться. Нужно принести какие-то плоды покаяния, чтобы и Богу, и себе, и людям засвидетельствовать, что ты отказываешься от этих грехов.

– Часто говорят: «Не согрешишь – не покаешься». А тогда зачем грешить, если все равно каяться? Может, проще не грешить?

– Конечно, проще не грешить, но само устройство мира таково. Все идет от грехопадения Адама. В нашей человеческой сущности заложено некая такая, как говорит Священное Писание, удобопреклонность ко греху. Апостол Павел говорит примерно такие слова: не то доброе, что хочу, творю, а то злое, что ненавижу, делаю, – как бы расписывается сам в своем бессилии, в том, что грех им обладает.

Если мы задумаемся, то придем к парадоксальному выводу: какая разница между тем, творить зло или добро? Ведь и для того, и для другого требуются силы, упорство, энергия. Но как часто грех, который мы совершаем, нам кажется, проходит незаметно, как бы вне нас; а вот когда себя понуждаешь на какое-то доброе дело, то двадцать раз обдумаешь, десять раз передумаешь, и потом, в конце концов, скажешь: лучше уж ничего не буду делать!

Поэтому, конечно, лучше не грешить, но, к сожалению, сама человеческая природа направлена именно на греховное начало. Казалось бы, безответственный ребенок, который не может за себя ответить, – а все равно, сколько в нем шалостей, сколько в нем того, что, казалось бы, и не нужно делать. Как было бы замечательно, если бы ребенок не кричал, не тревожил, не озорничал! Но такого не бывает. Поэтому, конечно, лучше – не грешить, но в нашей действительности лучше просто осознавать, что ты грешишь, и исправляться.

– Владыка, и в завершение нашей беседы мне бы хотелось, чтобы Вы еще раз поздравили всех наших телезрителей с прошедшим праздником Рождества Христова.

– Уважаемые телезрители, дорогие братья и сестры! Я поздравляю всех Вас с прошедшим праздником Рождества Христова. Сейчас еще идут святки, и все эти дни мы празднуем этот великий праздник. Поздравляю с наступающим праздником Крещения Господня, которое в древней традиции имело единые корни с Рождеством Христовом, и оба эти праздника назывались Богоявлением. Поэтому всех вас поздравляю с Богоявлением, желаю всем помощи Божией, желаю, чтобы Господь в эти святые дни принес больше радости, счастья и удачи в ваши семьи!