Новости Пензенской митрополии

Источник информации: Пензенская митрополия
Адрес новости: http://penzaeparhia.ru/news/790
29 Мая 2014

Епископ Кузнецкий и Никольский Нестор в беседе с ведущей программы «У камина» Инессой Романовой рассказал о том, как складывалась его жизнь и что измениться при вступлении в новый сан.

— Ваше Преосвященство, здравствуйте! Позвольте Вас поздравить с новым высоким саном. Это большое событие для всей Пензенской области. Что такое произойдет, Вы могли себе представить 12 лет назад, когда только поступали в Николо-Угрешскую духовную семинарию? Тогда вы уже состоялись и в профессии и в жизни. Вы могли себе представить, что все это с Вами произойдет?

— Здравствуйте. Я могу сказать, что когда я поступал в Николо-Угрешскую семинарию и оставлял свой замечательный приход, люди плакали, когда мне пришлось поступать по моему велению сердца. У меня был только один аргумент, что я покидаю свой родной приход, свою родную общину, которая научила меня очень многому: благочестию, любви к храму Божьему. У меня было только одно, то, что мое служение, которое будет дальше, оно принесет еще больше пользы Церкви, нежели то, что я сейчас там на приходе, управляю церковным хором или занимаюсь какими-то церковными делами. Поэтому, когда я поступал в семинарию, никто не мог предполагать, кроме Бога, о том служении, которое мне будет вверено. Но во все это время и имея хороший церковный опыт, я верил: все, что нужно Богу от меня, оно будет возможно. Те таланты, которые во мне взрастили и родители, и учителя в школе и в гимназии, где я учился, и в университете. Они еще больше дали импульса для развития того, что бы сегодня принести большую пользу. Поэтому, конечно, для меня это большая неожиданность, но с другой стороны, я вижу в этом промысел Божий, который в каждый этап моей жизни, он подготавливал для того, что бы сегодня я мог вполне возглавить Кузнецкую епархию и дать людям значительно больше, нежели просто для своего спасения, а для спасения тех, кто сегодня жаждет его. Для тех, кто хочет включиться в общую жизнь церкви, благодатную жизнь церкви. Тот, кто хочет познать Христа, кто услышал Евангелие. Вот для таких людей наше служение сегодня. И вот каждый момент моей жизни это была некая подготовительная ступенька к общему служению, которое я сегодня прохожу.

— А как так получилось, что учитель информатики и математики, учитель высшей категории, который всерьез занимался наукой, вдруг всё это оставляет? Кто или что сподвигло Вас на это?

— Я, конечно, отношу это к промыслу Божьему, потом что когда я поступал в педагогический университет, то я понимал для себя так — я не видел другого места для служения людям, кроме педагогике. Я еще не думал о священнослужении. То есть передать тот опыт в случае науки, знания, который будет полезен для ребят, которые заканчивают учебные заведения и могли в жизни своей принести больше. И вот этот опыт я готов был перенять и передать. Но со временем моего преподавания в общеобразовательной школе, с любовью к детям, которые очень активные и создают такую особую атмосферу жизни. Кто в школе преподавал, тот меня поймет. Это особый такой запал энергии. Они говорили о том, через свое познание, что человек может многое. И для себя я в какой-то момент определил, что это служение — оно не должно ограничиваться только школой или только моей школой, или только тем районом.
Я был еще и сотрудником учебно-методического центра при большом районе и занимался аттестацией учителей и, конечно, мог дальше развивать науку. Но я понимал, что вот это служение, оно будет ограничено светскостью своей.
Какое бы знание мы не давали людям, оно может оставаться долго знанием. Есть такое выражение, что бесы тоже знают о Боге, но они ничего не предпринимают для того, что бы стать лучше. И вот просто знание оно может оставаться таким пустым и бесцельным. А вот когда это знание приносит пользу и людям и когда оно ведет их к каким-то определенным целям, когда у человека сформировано мировоззрение и цель будущей жизни, тогда это совершенно другое, другие перспективы. Человек работает не только на современную жизнь, он не только заключает себя в рамки социальных отношений, он способен подготовить себя к личной жизни. Конечно, я понимал, что та область, которой я занимаюсь, это всего лишь часть познания мира, часть того великого дела и служения Церкви, которое существует.
Параллельно, я в это время был прихожанином храма, участвовал в богослужениях. У меня появился духовный отец — духовник, который мог мне вложить правильное понимание церковной жизни, о благочестии и о том стремлении, которое должно быть у каждого христианина. Вот с этим воцерковлением, как мы это называем, у меня формировалось определенной мировоззрение, которое говорило — я могу принести больше. И вот это больше сегодня я готов отдавать потому, что в какой-то момент в человека вкладывают много, в какой-то момент все: родители, общество в виде учителей вкладывают в человека, и в этот момент человек эгоист такой. Как цветочек, который поливают, пока он не распустится, а когда он распустился, он может потом принести плоды.
И вот именно сегодня в моей жизни наступил такой момент, когда я могу принести пользу окружающим. И эта польза созидательная. Эта польза, во-первых, в том, что я несу слово Божие, свидетельство о Христе воскресшем, свидетельство о том, что Бог нам не просто этот мир создал в своем разнообразии, а в том, что это всё премудро и наша жизнь не случайна в этом мире. И каждый человек есть ценность перед Богом и ради каждого человека Бог принес в эту жизнь свою жизнь. Он пострадал и воскрес для того, чтобы нам помочь, для того, чтобы мы избавились от своих грехов, от своих страстей, к примеру, наркомания, пьянство, социальная незащищенность, семейные проблемы.
Все эти проблемы — они понимаемы и решаемы в области богословия, в области духовной. А ради чего ты пришел на эту землю и когда человек выбирает просто эффектность, он стремится, он идет к карьере, ищет чего-то, то, конечно, в этом искании он просто разбивается о камни обыденности и не получает своей внутренней гармонии. А когда человек ставит такие вечные задачи перед собой, тогда у него все налаживается и получается: и семья в гармонии, и в обществе он по своей профессии преуспевает. И он может помочь ближнему, он может сделать многое по сравнению с тем, что он был раньше.
В своем возрастании я видел именно такую задачу — не только то, что в меня вложено, в свое время, когда я был эгоистом. В меня очень много вкладывали, но наступил момент, когда пришло созревание духовное и я готов вкладывать в других. Наверное, каждый так в своей жизни должен поступать, потому что когда-то в тебя все вложено: воспитание, образование, профессия, опыт, мудрость — это приходит для того, чтобы ты потом этот опыт передал тем, которые могут ошибаться, которые не готовы тебя слышать, которые сегодня заблуждались, но завтра у них начнется совершенно другая жизнь. Как хорошо, что в нашем возрастании есть эти этапы, где есть ребенок, есть образ отрочества, а есть образ совершенства, юношества или взросления, где мы подходим к такому состоянию, где человек может и передавать. Он может передать опыт, любовь и самого себя для жизни окружающих, вот это самое важное.

— Это понимание к Вам пришло за время монашества?

— Нет. Это понимание оно формируется в течении всей жизни и у каждого оно свое. У кого-то оно короткое. Человек где-то возрастал, а потом заразился вирусом наркомании и все, и весь организм его отравлен. Вот есть любовь к азартным играм — человек их полюбил, растворился и пропал. В человека могут попадать такие разные вирусы, и он заражается ими и потом попробуй с помощью общества вылечить. На это тратят очень много денег и государство, и церковь для того, чтобы человек отвернулся от этого яда, исцелился и вернулся в нормальное состояние жизни.
Мне с Божьей милостью так повезло, что я постепенно возрастал в этом понимании, и благодарен учителям, педагогам своим, которые в те годы, а это 80-е и немножко 90-х, когда они вкладывали в нас. Я не знаю сегодня, как служат педагоги, я, конечно, был во многих пензенских школах и участвовал во многих форумах, где говорили очень красивые слова о нашем образовании, но в моей жизни встретились такие педагоги, которые сумели вложить не только знания, но и любовь к тому, чтобы человек имел внутри себя потенциал для дальнейшего обучения, для своего совершенствования.
Мне это надо, я это хочу — если человек заражен, в хорошем смысле слова, этим и у него есть творческий потенциал, то он будет и на поприще светских наук, и на поприще образования, медицины, и он сможет любое направление взять. Я вспоминаю Кипрского настоятеля, который в свое время был президентом Кипра. Не потому что и я хочу быть царем и у меня больное воображение, а потому что в нас закладывали такие базисы, которые говорят, что ты должен стремиться к самосовершенствованию, ты должен работать над собой, ты должен это изучать потому, что это полезно и нужно и тебе, и твоим родителям, семье, обществу, государству, стране в целом. Это принесет тебе большой плод и радость.
Мы сегодня говорим о том, что государство отдельно и Церковь отдельно. Я могу сказать, что сегодня и государство и Церковь работают над одним — над созиданием человека. Государство в социальном плане, чтобы образование и здравоохранение было, и человек был здоровым, чтобы социальная платформа была хорошая и пенсии хорошие были, и можно было в детский садик отдать ребенка. А Церковь стремится к тому, что бы у человека была духовная составляющая, чтобы он был гармоничным. Если мы сегодня перестанем спорить о том, что у нас важнее, надо придти к тому, что мы работаем над одним и тем же только с разных сторон.
Человек, как существо, имеет душу и тело, вот так и в жизни человеческой на планете Земля у нас есть и государство, и Церковь. И мы вместе прилагаем усилия, что бы у нас был человек гармоничный. Мы получим гармоничного человека и получим гармоничное общество, мы не получим тех отрицательных последствий, которые сегодня есть вокруг России.

— Говоря о творческих направлениях, у Вас очень интересная биография. Вы были певчим и руководителем хора, и активно занимаетесь издательской деятельностью, а так же фотографией и церковным краеведением. Как все это получается совмещать и в связи с новой должностью, как Вы планируете уделять время на свои любимые занятия?

— Когда я пришел в Николо-Угрешский монастырь и стал студентом духовной семинарии, было очень много послушаний и в какой-то момент мой духовный наставник, нынешний митрополит Рязанский Вениамин, сказал: «Давай занимайся издательством». Но я никогда им не занимался и у меня было образование, которое помогало мне понять хотя бы азы. И мы начали работу над издательством. Сегодня издательство Николо-Угрешского монастыря опубликовало не только много журналов, хороших изданий по самому монастырю, но и исторические книги, которые пользуются популярностью и являются такими ноу-хау для сегодняшнего дня. Мы внесли в жизнь этой обители очень много новой информации, которой люди просто не знали.
Когда мы приехали в Пензенскую епархию, владыка сказал, что тут исчез журнал, который с 1866 гола издавался, это не дело. Нужно возрождать «Пензенские епархиальные ведомости» и с 2010 года мы приступили к издательству этого журнала. В феврале нынешнего года уже 50 журналов опубликовано. Появились книги о Пензенской митрополии, о нашей истории, об истории Церкви на Пензенской земле в это время. И я, оглядываясь назад, могу сказать, что моего-то ничего и не было. Был определенный профессиональный навык, которому предшествовала профессия, позволила продвинуться дальше, в нужном направлении. Был определенный контингент людей, которые согласились и участвовали в этом общем деле. А это очень важно. Нашелся коллектив единомышленников. Потом появился «Пензенский летописец», газета продолжила свое существование, появились книги. Это то, когда человек имеет базис и может строить на нем очень многое. Человеку, который творчески подходит к своему послушанию, даются такие особые свойства от Бога, которые позволяют ему и собрать коллектив, и получить новые результаты.
Кто читал Евангелие, знает притчу о талантах. У кого есть талант и он его воплощает в жизнь, тот приобретает еще больше. А кто свой талант скрывает, он оказывается банкротом.

— А у Вас получится совмещать свои любимые занятия с такой сложной работой? Ведь Вы еще являетесь наместником Спасо-Преображенского монастыря, сейчас идет его реконструкция. Хватит ли на все у Вас времени?

— Творческий потенциал достаточен для того, чтобы трудиться и в Кузнецкой епархии, и заботиться о монастыре, который я очень люблю, в возрождение которого мы приняли деятельное участие: и я, и братья монастыря. В текущем году ему исполняется 325 лет. На этой неделе я прощаюсь с ним и это очень трудно. Надеюсь, что до Преображения Господня распишем часть верхнего храма, поставим иконостас. Прихожане не готовы меня отпускать. Они льют слезы и сожалеют, что наше общее служение заканчивается в Преображенском монастыре.
Там монахи продолжают свое служение и созидание продолжится. Есть такие евангельские слова, что светильник не надо ставить под спудом. Раз от меня нужно больше служения и ответственности, значит нужно заниматься большим делом. То, что мы вложили в наших прихожан в монастыре, им этого запала достаточно, чтобы дальше развиваться. Пенза — это такой регион, которому повезло больше всех. С 5-летним стажем служения в стольном нашем граде, я могу сказать так, что мы имеем огромный потенциал. Многое — заслуга прихожан, что появилась часовня Марии Киселевой, что идут росписи. Их молитвы и усердие.

— Владыка, какие цели Вы ставите в Кузнецкой епархии?

— Я хочу продолжить эту линию, которую там основал митрополит Серафим. Это хорошая созидательная линия. Мы будем созидать храмы, многие прихожане просят создать храмы в их районах, и это просветительская деятельность. У нас много молодежи и много тех, кто не готов еще принять христианство. А ведь христианская жизнь несет очень важный здоровый заряд. У нас станет меньше абортов, распавшихся семей, у нас будет прекрасное общество. Конечно, я хочу, чтобы кузнечане получили очень многое. Там верующий народ. Я очень люблю прихожан в Никольске и в других районах, я очень много проехал в Кузнецкой епархии. Там всегда отвлекаются на всякие инициативы. Эта инициатива самая важная. Сегодня готов народ к возрождению культурных и религиозных традиций. Я считаю, то, что делается в Пензе, должно в три раза активнее делаться на периферии, в том числе в Кузнецке.

— А услышим ли мы Вас в радиопрограмме «Мир Православия», где Вы несколько лет были соведущим?

— Если пригласят.