Новости Пензенской митрополии

Источник информации: Пензенская митрополия
Адрес новости: http://penzaeparhia.ru/news/1098
7 Августа 2014

В очередном, шестом выпуске программы «Ради Истины» (ТРК «Экспресс») ее ведущий, Дмитрий Инюшкин, и митрополит Серафим поговорили о том, почему родителям не стоит бояться преподавания в школе «Основ православной культуры», и почему в преддверии учебного года есть смысл подумать о поступлении в пензенскую православную гимназию.

— Здравствуйте, Ваше Высокопреосвященство! Итак, главный вопрос: какова, на Ваш взгляд, вообще необходимость взаимодействия между школой и Церковью в светском государстве, и где пределы этого взаимодействия?
— Здравствуйте. Говоря о взаимодействии между Церковью и государством в сфере преподавания «Основ православной культуры», надо понимать, что оно минимально. Дело в том, что по задумке, которую министерство образования вкладывало в преподавание православной культуры, этот предмет имеет совершенно светский характер. Это предмет, который говорит о православной культуре, и ни в коей мере не о религии.
Но, конечно, говоря о церковной архитектуре и церковных обычаях, нельзя умолчать о современной Церкви. Поэтому всё зависит оттого, каков учитель этого предмета. Кто-то может просто рассказать, а кто-то может для того, чтобы ребенок всё понял, пригласить класс в храм, посмотреть на церковную службу. И здесь степень взаимодействия Церкви и школы зависит от того, насколько педагог и сами дети готовы к такому общению. Я считаю, в таком взаимодействии нет ничего предосудительного. Хотя, конечно, мы часто и говорим, что у нас светское государство, но все-таки должны понимать, что большая часть нашего общества — люди православные, крещеные, и от этого мы никуда не уйдем.
— А насколько заинтересованы родители в том, чтобы дети узнали об основах православной культуры?
— Если говорить цифрами статистики, это чуть более 50-ти процентов от всего количества учащихся четвертых классов, родители которых и выбирают основы православной культуры.
С другой стороны, давайте будем правдивы, и скажем о том, насколько наше общество инициативно, насколько оно поддерживает инновации от государства и власти. Поэтому зачастую выбор родителей и их отношение к предмету зависит от того, как его преподнесут. По российскому законодательству, этот предмет вариативный, там есть несколько компонентов: основы православной культуры, мусульманской культуры, буддистской, иудаистской, основы светской этики и основы всех мировых религий. И из этих всех этих сегментов нужно выбрать один, который и будет изучать ребенок. Поэтому все зависит от того, как это преподнесут родителям, с одной стороны, а с другой стороны — сейчас нет уже таких дискуссий о том, нужны «Основы православной культуры» в принципе, или нет. И несколько лет подряд родители делают осознанный выбор, а вот как они его делают — это уже другой вопрос.
Зачастую встречаешься с тем, что изучение «Основ православной культуры» родители сопоставляют с обучением в церковно-приходской школе. Им кажется, что их ребенка заставят быть верующим. Но, с высоты своего опыта, могу сказать, что заставить стать верующим — невозможно. И сам предмет не ставит перед собой такой задачи, иначе он бы был провальным. Задача «Основ православной культуры» — ввести ребенка в ту территорию культуры, на которой жили наши предки. Ведь когда мы гуляем по Пензе, то вокруг нас — храмы, и желательно, чтобы ребенок знал, в честь кого построен тот или иной храм, кто является его архитектором, в честь какого события это совершилось. Это нужно всем пензенцам, даже невзирая на то, каких религиозных воззрений они придерживаются.
— Да и возраст, наверное, не так важен?
— Да, конечно.
— А по Вашим представлениям, что за люди ведут эти предметы в школах? И насколько Вас устраивает их уровень?
— Этим вопросом, как правило, занимается министерство образования региона и городское управление образования. Но, чтобы у учителей было правильное представление о Православии, мы начали организовывать некое сообщество педагогов, которые занимаются преподаванием «Основ православной культуры». И вне школ мы будем стараться с ними общаться.
Одно такое собрание уже было проведено, и я думаю, что в течение года работа будет налажена и начнет динамично развиваться.
Повторюсь: очень многое зависит от того, кто преподает «Основы православной культуры». Многие прекрасно помнят свое школьное время и прекрасно осознают, что в большей степени выбор профессии зависел от педагога, от того, как он мог преподать предмет. Поэтому, конечно, «Основы православной культуры» — это не совсем отделенный от Православия, хотя и культурологический предмет. Соответственно, хотелось бы, чтобы человек, преподающий такие предметы, был к православной вере неравнодушным.
— Насколько я понимаю, те родители, которые захотят детям дать более глубокое православное образование, могут отдать их в православную гимназию. А насколько успешно она, по Вашему мнению, работает, и всем ли желающим там находится место?
— Слава Богу, уже второй десяток лет существует это учебное заведение, причем, подчеркну, это — муниципальное учебное заведение, т. е. это именно гимназия, в которой гимназический компонент составляют как раз основы православной культуры. Это — не специализированное учебное заведение, оно так же готовит обычных людей, которые будут поступать в обычные колледжи и вузы.
За пятнадцать лет существования православной гимназии мы увидели, что ее выпускники успешно себя реализуют в современном мире. Они поступают и в московские вузы, и это дает нам отрадную надежду на то, что в мире больше появится православных врачей, педагогов, которые буду более терпимее, милосерднее относиться к людям. Которые будут жить по заповедям Божиим. Которым претит делать зло.
Поэтому я призываю всех родителей: пока до начала учебного года осталось время, если у вас есть желание привить ребенку православное воспитание и одновременно получить нормальное среднее образование, — приходите в православную гимназию.