Новости Пермской митрополии

Источник информации: Пермская митрополия
18 Марта 2016

По благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского, храм Успения Пресвятой Богородицы Чайковского благочиния получил второе рождение под кистью липецких художников-иконописцев. Успенский храм находится возле старого городского кладбища, вдалеке от шумных кварталов и улиц, поэтому здесь особенно чувствуются умиротворение и благодать, помогающие восстановить столь необходимое современному человеку душевное равновесие.

Над росписью храма в течение четырёх месяцев трудились опытные мастера, специализирующиеся именно на церковной живописи. Руководила артелью Ирина Львовна Нижегородова. Приёмами техники иконописания и монументальной стенописи она овладела, обучаясь в знаменитом Холуйском художественном училище. До революции в этом училище находилась Владимиро-Суздальская иконописная школа. Художники-инженеры Александр Пурас и Александр Мякишев окончили кафедру дизайна и художественной обработки материалов при Липецком государственном техническом университете. Храмы небольших размеров, такие как Успенский, художники расписывают малым составом, на крупных объектах работают по семь и более человек.

Загадки Успенского храма.


Для мастеров из Липецка знакомство с городом Чайковским и Успенским храмом оказалось событием очень запоминающимся и необычным. И не только потому, что храм Успения Пресвятой Богородицы стал для них юбилейным - десятым по счёту. Художники расписывают храмы вот уже на протяжении десяти лет, и нигде им не работалось так спокойно и легко, как в Чайковском храме. И это несмотря на то, что и по физическим, и по моральным критериям роспись храмов – невероятно тяжёлый, ответственный, требующий огромной духовной собранности и душевной организации, труд. Всё, за что бы они ни брались, шло, как по задуманному сценарию – ровно и гладко. Почему? Этого они и сами не понимают. «Бывает, делаешь работу и всё не так: тут упал, там разбилось, - рассказывают художники, - А здесь нам благоприятствовало буквально всё. Даже, когда мы ставили леса, доски почему-то оказывались соответствующими тому размеру, который нужен, вплоть до самой маленькой дощечки – их даже пилить не приходилось. Когда поднялись под купол, чтобы измерить проёмы между окон для расположения орнамента, а там – чёрточки готовые, как будто специально кто-то для нас отметил. Из огромной папки эскизов в руки попадались именно те, которые были необходимы. И всё здесь так. И город нас встретил приветливо, и люди нам помогали. Так гладко не работалось нигде». Объяснение этому феномену художники и не пытаются найти, понимая, что духовный мир – это всегда загадка и тайна.

Даже в пасмурный день в Успенском храме светит солнце!


Роспись храма можно прочитать словно книгу. Правила здесь те же: читаем сверху вниз, слева направо. И как в любой книге или в любом произведении искусства, в росписи присутствует свой авторский замысел. Выбирая стиль настенного церковного письма, цветовую гамму, библейские сюжеты из жизни Богородицы, изображения святых, липецкие художники руководствовались целым рядом канонических и художественных правил. Чтобы храм гармонично зазвучал, они учли не только его архитектурные особенности и смысловое значение, но и даже настроение окружающей природы.

Из существующих стилей художники выбрали - академический – наиболее распространённый. Что касается цветовой гаммы, выбор был подчинён следующим каноническим требованиям. Если храм посвящается праведнику, преподобному или подвижнику, то основой его цветового решения служат оттенки зелёного цвета; если мученику – красного; Христу-Спасителю, пророку, апостолу или святителю – бело-золотого. Поскольку Успенский храм посвящён Богородице, за основу его цветовой гаммы художниками был взят небесно-голубой.

Учитывая малые формы и умиротворяющее настроение храма Успения Пресвятой Богородицы, к его росписи липецкие мастера подошли с особой нежностью и осторожностью, стараясь сохранить его лёгкость, воздушность и чистоту. Как известно, росписи имеют свойство несколько утяжелять пространство. Чтобы этого не получилось, художники использовали много светлых оттенков, в том числе и белый, старались не увлекаться количеством изображений и геометрических орнаментов, чтобы из храма, как они выразились, «не вышла этакая вышиванка». Но, что самое интересное - под влиянием особенностей уральской природы липецкие мастера решились на смелый эксперимент: внесли в общую палитру храма много розового цвета, хотя обычно розовый в настенной церковной живописи применяется незначительно и очень редко. Так проёмы окон Успенского храма получились, словно подёрнутыми розовой пеленой. Причём интенсивность цвета идёт сверху вниз: вверху у купола окна наиболее насыщенно-розовые, спускаясь ниже, цвет приглушается, переходя в перламутровые оттенки. При таком цветовом решении, кажется, что даже в пасмурный день в храме светит солнце. «В Чайковском - необыкновенно розовые восходы и закаты, и красивые розовые облака, чего у нас в Липецке не наблюдается», - с восхищением отметили липецкие мастера, сумевшие не только увидеть одну из красивейших особенностей уральской природы, но и удачно отобразить её в пространстве храма.

Преимущества артельной живописи и новых акриловых красок.


У каждого из художников свой стиль, своя манера письма. Но, несмотря на это, им удаётся работать как единое целое, растворяя личные стилистические особенности в общей творческой задаче, при этом умело сочетая строгий канон и художественную свободу. «Мы работаем артелью: каждый пишет то, что у него лучше получается, - объясняет принцип работы своей творческой команды Ирина Львовна, - Например, Александр Пурас - необыкновенно терпеливый человек. У него дар - разметить и вывести любые прямые линии. Саша Мякишев очень хорошо пишет пейзажи и облачения святых. А у меня получаются лики».

Для росписей храмов липецкие мастера используют краски самых инновационных технологий. Масляные краски, которыми они работали ранее («маслом» ими был расписан всего один только храм), в настоящее время для использования в настенной живописи не приветствуются, так как являются пожароопасными и достаточно аллергенными. Современные акриловые краски, применяемые липецкими мастерами для росписи храмов, имеют водную основу, что обычно смущает заказчиков и прихожан. Люди удивляются и ахают: «На воде?! Это же быстро смоется!» Но, нет. Эти акриловые краски имеют одну интересную особенность: они полимеризуются в течение 24 часов, становясь как бы пластмассой. То есть, если «масло» можно оттереть скипидаром, то эти краски, если они высохнут, не смываются ничем.

Художественная роспись храма - ритм и цвет канонической фрески, ощущение света, благодати и гармонии - наполняет душу радостью и вдохновляет, обращая человека к размышлениям о смысле евангельских событий, об историческом прошлом, о настоящем и будущем нашей страны… Храм — корабль. Одновременно это и вселенная. Купол храма олицетворяет образ неба духовного, где в центре изображается Христос-Вседержитель с Евангелием в левой руке и благословляющий правой рукой. Побывав в Византии, послы князя Владимира дали православному храму очень точное определение – небо на земле. «Это ценность наша. Нужно беречь эту красоту, - отмечает благочинный храмов Чайковского округа, священник Георгий Машлякевич, - Возводя и благоукрашая храмы, народ и правители России ясно осознавали, в чём сила нашего Отечества. В нашей Вере».

Елена Владимирова.


Фото: