Новости Пермской митрополии

1 Марта 2017

После отпуста вечерни Владыка Мефодий прочитал молитву на начало поста Святыя Четыредесятницы и обратился с архипастырским словом:

«Поздравляю вас отцы, братья и сестры с сегодняшним святым вечером. Нам следует поблагодарить Господа, что Он сподобил нас встретить время, которое предваряет начало Великого и спасительного поста. Это то время, которое Святая Церковь определяет, как время, в которое мы можем раскаяться в своих согрешениях, почувствовать и осознать те неправильные шаги, которые мы совершаем в своей жизни.

Я хочу напомнить всем нам, что грех – это противление Богу. Сегодняшнее евангельское повествование повествует нам об изгнании наших прародителей, нарушивших заповедь Божию, из рая. Это изгнание по мнению святых отцов явилось констатацией того факта, что грех и Бог не могут быть вместе. Совершилось разделение, отделение греха и греховного человека от пребывания в Боге. Если мы в своей жизни не замечаем подобного, если мы этого не чувствуем, то Святая Церковь нам прямо говорит, что грех отделяет нас от Бога. И, как пример этого мы видим в истории наших прародителей. Отойдя от великолепия духовного, от единения с Богом, они вошли в мир, который встретил их злобой, раздражением, неподготовленностью и многим другим, что было для них совершенно неприемлемо.

Подобно этому и человек, который согрешает, который творит грех, который не чувствует это, все дальше и дальше заходит в духовную пустыню, не чувствуя и не замечая этого. По учению Святой Церкви, Господь, являя милость роду человеческому, вложил в сердце и душу каждого человека закон нравственности. Этот закон, голосом которого является совесть, часто подсказывает нам, что наши действия совершенно не соответствуют тем нравственным нормам и законам, которые написаны в нашем сердце, которые Господь даровал каждому из нас. Наша задача заключается в том, чтобы суметь услышать голос совести, прислушавшись к зову своей души и остановиться, проанализировать в чем мы не правы.

Нынешний мир нас очень сильно увлекает и соблазняет всевозможными предложениями лучшего, комфортного, способствующего тому, чтобы человек меньше трудился, а больше наслаждался тем, что его окружает. Все это потихоньку уводит нас от Бога. Время, в которое мы живем, является тем временем, когда понятие греха, духовной жизни, порока, и нравственности искажено. Может быть это искажение происходит даже насильно, может быт даже с принуждением. Нравственность уносится за пределы нашего человеческого бытия. Ее пытаются заменить каким-то другим содержанием, которое может как-то заполнить тоскующую по праведной жизни, душу. Пытаются заполнить нашу душу некими компонентами, которые совершенно не соответствуют, при близком их рассмотрении, духовному закону, предложенному нам милосердным Господом, создавшим человека по образу и подобию Своему.

Иногда случаются в жизни каждого из нас, в жизни общества, страны и всего человечества явления, которые останавливают греховное движение человека. Это может быть болезнь, или болезнь близких ему людей, или какие-либо события, которые внезапно останавливают человека в его жизненном потоке, и он вдруг начинает думать почему же то или иное произошло, и почему, то или иное произошло именно с ним, а не с кем-то другим и почему он должен решать те или иные вопросы.

Господь посылает испытания человеку чтобы он успел исправиться в этой жизни. Все мы должны будем дать ответ на Страшном и праведном суде. Совершая какие-либо дела в своей жизни, совершая каждый свой шаг, мы либо направляем свой путь к Царству Божию, либо устраняемся от него, уходя в страну далече. Поэтому, Господь устраивает моменты, которые останавливают течение нашей жизни, такой устремленной и несущейся куда-то. Человек часто привыкает к своему образу жизни, стремиться к комфорту, и считает, что это стремление является той целью, к которой надо стремиться. Казалось бы, он ее уже как будто бы достиг, но вдруг что-то случается на жизненном пути, который, как ему кажется, уже никто не может ему преградить. Тогда человек начинает думать, тогда человек начинает задумываться, и если у него хватает мужества оценить свою жизнь и посмотреть на ее нравственную составляющую, то он начинает искать способы что-то изменить. Он может придти в храм, спросить у священнослужителя или у близких ему людей как ему в той или иной ситуации должно поступать.

Святая Церковь, проявляя заботу о нашем благополучии и духовном совершенствовании, останавливает нас в самозабвенном беге нашей жизни и в нашем стремлении куда-то, часто без определенной цели, спешить. Таким маленьким преткновением в нашей быстротечной жизни являются дни наступающего Великого поста. Это время дается нам, чтобы мы пришли в храм, посмотрели на свою жизнь, посмотрели на свой образ жизни. Церковь не только приостанавливает наш устремленный бег, но Она показывает нам то направление, в котором должна проходить жизнь праведная, в котором должна проходить жизнь христианина, в котором должна быть жизнь нравственная, духовно совершенная. И, если мы будем следовать этому указанию Святой Церкви, тогда, действительно, жизнь наша и жизнь нашего общества станет содержать в себе ту полноту, которая должна соответствовать здравомыслящему человеку, носящему в себе образ и подобие Божии.

Предлагая нам дни Великого поста, Церковь, предлагает нам и все необходимое для того, чтобы мы, вступив в это время, смогли чувствовать Ее заботу и смогли почувствовать плодотворность тех средств которые Святая Церковь предлагает нам в эти святые дни. Вступая в дни Великого поста, мы слушаем особые молитвы. Первые четыре дня за богослужением читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, который предлагает нам образы и примеры праведников и грешников – раскаявшихся и не раскаявшихся, предлагает и показывает нам образ жизни разных людей и итог их жизни. Слушая слова канона в нас начинается внутренняя работа, во всяком случае, она должна начинаться. И если мы внимательно вникаем в смысл текста, то мы почувствуем, что действительно жизнь наша и мы удалились от Бога, иногда даже не понимая этого и не понимая того, что мы совершаем грех. Когда мы внимательно послушаем и прочувствуем слова молитв и примеры, которые предлагает нам Святая Церковь, то голос нашей совести и души подскажет нам, что есть праведно, а что греховно и преступно. Если мы постоянно пребываем в состоянии греха, то это может привести нас к совершенному забвению правды Божией, а забвение может привести нас к гибели, ввести нас в нравственный тупик, привести к душевной и телесной смерти.

Время Великого поста - есть время покаяния, размышления, анализа, стремления, и попытки предпринять необходимые шаги для того, чтобы исцелить свое внутреннее духовное состояние. Исцеляя его, мы сможем исцелить свою душу, тело и образ своей жизни.

Постараемся, чтобы время Великого поста стало для нас благополезным, успешным, чтобы это время не прошло напрасно и быстро.

Время неумолимо идет. Жизни каждого из нас сокращается изо дня в день, из часа в час. И нам не ведомо, когда мы, с одной стороны, примем решение приступить к покаянию, а с другой стороны, когда внезапно приидет Судия и «каждого деяния обнажатся». Наступило время, когда мы должны сделать первый шаг к тому, чтобы обратить внимание на свою душу, на свою жизнь и проанализировать ее с помощью Святой Церкви, благодати Божией, молитв и богослужений, чтобы нам востребовать в себе то подлинное состояние духа, к которому призывает нас милосердный Господь.

Конечно, тема поста обширная и очень разнообразная, но завершая наше рассуждение на эту тему, скажу еще об одном. Сегодня мы собирались, чтобы принять участие в благочестивой традиции, которая была освящена еще нашими святыми предками, святыми подвижниками, которые вечером накануне Великого поста собирались вместе перед уходом в пустыню для покаяния. Никто из пустынников не знал, как он проведет время поста, доживет ли он до празднования Святой Пасхи или придет время отойти ему в жизнь вечную. Слава Богу, что мы сегодня с вами собирались и слава Богу, что мы достигли сегодняшнего святого вечера, потому что, даже не уходя в пустыню и не встречаясь там со львами, мы не знаем, как будут обстоять дела нашей жизни завтра и послезавтра. Дабы ангел смерти не застиг нас врасплох и мы не оказались не подготовленными к этому моменту, не зная что и как ответить ему, в сегодняшний вечер Святая Церковь нас приглашает сделать первый шаг, на пути к великому поприщу поста и испросить прощения друг у друга, чтобы.

Этот шаг нам необходимо сделать для того, чтобы, приступая ко времени собственного покаяния, мы чувствовали и понимали, что смогли совершить это первое дело, которое вводит нас в поприще поста, потому что, не сделав его, и не очистив себя, не осознав своей вины, не примирившись с ближним, мы не сможем должным образом провести Великий пост. Прощение, это то мгновение, тот эмоциальный накал человеческого естества, когда человек, может быть и с трудом, предпринимает усилие чтобы сказать человеку: «прости», и особенно тому человеку, с которым он действительно находится в конфликтной ситуации. Конечно, легко сказать незнакомому человеку: «прости меня». И услышать в ответ: «Бог вас простит». Это мы можем сделать с легкостью, не испытывая никаких чувств. Но, сделать шаг навстречу тому человеку с которым находишься в не мироном состоянии, намного важнее. Это как раз и станет тем первым шагом, который мы можем сделать в деле нашего собственного покаяния, в деле нашего спасения, потому что, не совершив его, мы не сможем вступить должным образом в Великий пост, в то время, которое Господь нам дает для покаяния. С каким чувством мы будем говорить Господу о прощении своих собственных грехов, если мы не сделаем первый шаг для того, чтобы простить ближнего своего, и тем самым почувствовать ответственность за свою душу, почувствовать ответственность за свое греховное состояние, почувствовать отвественность, за то, что не только наш ближний несовершенен, но я мы таковы, и мы совершаем недостойные поступки, считая при этом себя правыми? Такого быть не должно.

Поэтому Святая Церковь в этот вечер призывает всех нас душевно, сердечно, с чувством, с осознанием, с раскаянием, осмысленно сделать этот первый шаг и попросить друг у друга прощение, чтобы и мы, обращая свой взор ко Господу услышали такое же слово прощения, слово, которое будет обращено к нам от Господа, слово, которое умиротворит нашу душу и наше сердце и сподобит нас пройти поприще Великого поста, как людей кающихся, и получающих очищение, но не как людей, которые бредут за общим людским потоком, бредут не понимая зачем, куда и почему они направляются, в результате не чувствуя и не получая того очищения, к которому призывает нас Святая Церковь. Аминь.

Ольга Троицкая


Фото: Константин Дубровин