Новости Пермской митрополии

7 Марта 2017

За богослужением была прочитана четвертая часть покаянного канона.

По завершении богослужения Высокопреосвященнейший митрополит Мефодий обратился с архипастырским словом:

«Сегодня мы завершили чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Не знаю, поздравлять вас с этим событием или выразить сожаление, что чтение канона закончилось. Первые дни поста прошли очень быстро. Так же быстро и незаметно завершится и пост, так же быстро пройдет и время нашей жизни.

В Великий пост люди вступают с разным настроением: одни с радостью, другие с тревогой, третьи с переживанием о том, как они столько дней проведут без привычного рациона питания. Разные мысли посещают человека, вступающего в это особое время, и не только потому, что Святая Церковь предлагает нам отказаться от сытного стола и ограничить себя в чем-то. Ограничения в пищи способствуют тому, чтобы нам было легче делать поклоны, чтобы нам было легче вставать на колени, чтобы нам было легче дышать и мыслить. Почему же мы встречаем часто такое противление при вступлении в благодатное время поста? Потому что пост – это особенное время, в которое враг рода человеческого прилагает больше усилий. В обычное время человек реже ходит в храм, он скорее останется дома и найдет массу причин не идти на богослужение. В этом случае враг рода человеческого не коварствует, потому что он и так видит, что человек не идет по пути спасения, не посещает храм, не работает над своей душой. Человека и так постоянно что-то отвлекает от дела спасения. Когда наступает время Великого поста, то мы все-таки побуждаем себя к тому чтобы придти в храм, пытаться постоять на богослужении, мы побуждаем себя поразмыслить о том, что мы слышим за богослужением и усвояем в силу своего восприятия. И, конечно, тогда враг рода человеческого не дремлет и пытается увести человека в сторону от спасительного пути.

Наступает Великий пост и человек начинает думать о своих грехах и о том, как избавиться ему от них, от этого груза. Кто-то в шестьдесят, кто-то в семьдесят, кто-то в восемьдесят лет наконец задумывается о своей жизни и о своих делах, понимая, что всю свою жизнь поступал неправильно. Что жизнь его действительно наполнена грехом и нравственного преступление. Это состояние продолжалось всю жизнь, но раньше человек этого не понимал, и вдруг ему это открылось, по милости Божией. Именно поэтому дни Великого поста называются спасительными, они называются весной духовной, и не потому что на календаре 1 марта, а потому что весна - это расцвет и проявление жизни. Пост очищает нас и проявляется в нас жизнью.

Мы должны вступать в дни Великого поста, не уповая на себя. Прежде чем мы выразим свое намерение так или иначе провести пост, мы должны попросить у Господа помощи в том, чтобы достойно пройти это время, в том, чтобы действительно ощутить и осознать свои прегрешения и с Его помощью избавиться от них. Когда человек в начале Великого поста воодушевленно ставит перед собой некий план, что он сделает за пост, как правило, из этого ничего хорошего не получается. Это подтверждает опыт жизни Церкви. Как правило человек имеет много мыслей и надежд, но в результате у него ничего не получается, потому что, ставя перед собой задачи, даже маленькие, надо вместе с этими задачами, вместе с этим предположением возносить молитву: Господи, да будет воля Твоя. Помоги мне избавиться от осуждений, от зависти, от сплетен и т. д. Надо вместе со своим желание изменить свою жизнь и исправиться, обратиться к Господу и попросить Его, как поет Святая Церковь: «Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче». К этому призывает нас Святая Церковь. Мы не должны говорить: я приду и открою двери покаяния. Мы должны сочетать свое стремление исправиться с усердной молитвой ко Господу о помощи в этом деле. Тогда можно быть уверенным, что милосердный Господь поможет нам преодолеть то или иное искушение в нашей жизни и почувствовать радость встречи с Ним в дни светлого Христова Воскресения. Аминь».

Ольга Троицкая


Фото: Константин Дубровин