Новости Пермской митрополии

21 Июля 2017

Накануне, 11 июля, Архипастырь совершил всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Перми.

В завершение богослужения Владыка Мефодий сердечно поздравил прихожан с престольным праздником и обратился с архипастырским словом:

«Сегодня Святая Церковь чтит память святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.

Мы должны быть особо благодарны святым апостолам, которых избрал Господь, за то, что мы сегодня являемся членами Церкви Христовой, за то, что мы живем сегодня под покровительством Святой Православной Церкви, за то, что мы имеем возможность прославлять Господа Спасителя и угодников Божиих. Сегодня мы почитаем память двоих из апостолов – Петра и Павла. Хотя, как мы знаем, апостол Павел на ниву проповеди слова Божия вышел позже двеннадцати ближайших учеников Господа.

Святая Церковь определила сегодня совершать память святых апостолов Петра и Павла, почитая, прежде всего их святую кончину. Апостол Петр ранее апостола Павла окончил свою жизнь, но Святая Церковь объединила это празднование, помня о дне их мученической кончины. Жизнь святых апостолов была насыщена необычным действием проповеди слова Божия, за которое они претерпели мученическую кончину, которой засвидетельствовали твердость своей веры, не убоявшись меча и огня. Апостола Петра, брата апостола Андрея Первозванного, человека с горячим характером, очень прямолинейного и откровенного Святая Церковь именует камнем веры. Но, я хотел бы внести некоторую ясность в понимании этого определения. В сегодняшнем евангельском отрывке мы слышали, как Господь, обращаясь к святым ученикам, спросил: «за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» (Мф. 16;13). Апостолы стали говорить, что «одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков» (Мф. 16;14). Тогда Христос спросил: «а вы за кого почитаете Меня?» (Мф. 16;15). Апостолы остались в раздумье, а апостол Петр, не задумываясь, сказал: «Ты - Христос, Сын Бога живаго» (Мф. 16;16). Почему так уделено внимание этому событию? Потому что исповедание Господа Сыном Бога Живого выражает смысл пришествия Господа на землю, смысл Его земного служения, пришедшего спасти мир от греха и смерти.

Апостол Петр со всей ревностью и искренностью сказал: «Ты - Христос, Сын Бога живаго» (Мф. 16;16). Тогда Господь, в ответ на его слова, сказал «блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16;17). А дальше, продолжая диалог, Господь сказал: «и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16;18).

Я хотел бы сказать, что камень, как основание Церкви происходит не от Петра, а Петр получает свое наименование от твердости веры, на основании которой Господь созиждет Свою Церковь. Это очень важная вещь, потому что существует очень много разномыслей по поводу понимания данного евангельского отрывка. Особенно вызывают много рассуждений слова Господь, Который сказал: «дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16;19). Я хотел бы напомнить, что Господь, обращаясь ко всем апостолам, сказал: «примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20;22-23). Еще раз повторю, что не апостол Петр является основанием Церкви Христовой, а твердость его веры.

Апостол Павел, расшифровывая эти слова говорит, что «все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (1 Кор. 10;2-4). Вот об этом Святая Церковь вспоминает, когда говорит о камне. Камень, это не только перевод имени апостола Петра, это твердыня и основание Церкви, это Сам Христос – Сын Бога Живого. Именно это Петр и исповедовал, сказав всему миру, сказав Христу, исповедуя Его, как Сына Божия. Поэтому Святая Церковь выделила его, как первоверховного апостола.

Почему Святая Церковь называет первоверховным и апостола Павла? Апостол Павел был ревнителем ветхозаветного закона и очень яростным гонителем христиан. Когда он направлялся в Дамаск, чтобы принять участие в очередном гонении на христиан, в очередной казни последователей Христова учения, то на пути он вдруг услышал голос: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9;4). Савл спросил: «кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 9;5). Этим явлением Господь остановил апостола Павла, бывшего тогда еще Савлом. Мы знаем, что Анания крестил Савла, который был назван Павлом, что значит «малый». В конце своего жизненного пути Павел сказал: «я потрудился более всех прочих, впрочем, не сам я, но благодать Божья со мной» (1 Кор. 15;10).

Апостолы Петр и Павел вместе с другими учениками Господа просветили весь мир, просветили всю Вселенную, возвещая слово Христовой Истины, наставляя и вразумляя людей. В сегодняшнем апостольском повествовании апостол Павел говорит о том, сколько пришлось претерпеть гонений, искушений, посягательств на жизнь на пути апостольской проповеди. Выйдя на проповедь, апостолы взяли на себя великий подвиг, потому что их служение было сопряжено не только с трудностью передвижения, но это было сопряжено с определенными трудностями и опасностями для жизни, о которых Павел рассказывает в своем послании. И, наконец завершив мученически свою жизнь, святые апостолы оставили нам с вами и всем последующим поколениям веру во Христа и Спасителя, пронеся ее до конца жизни. Они оставили нам великое наследие – богослужение, которое мы с вами совершаем. Такой великий подвиг совершили ученики Христовы. Нашим человеческим разумом трудно представить, как, не имея транспорта, можно отправиться в какую-нибудь далекую языческую страну и проповедовать слово о Христе – Вечном и Живом, Христе – Сыне Бога Живого. Даже представить себе такое сложно. Для нас с вами – грешных и ограниченных людей это остается до конца непонятным.

Кто или что укрепляло апостолов на пути их служения? Кто давал им силу? Кто давал им разумение? Кто давал им мужество, терпение, великую надежду и упование, с которым они твердо, искренне и убежденно шли в мир, чтобы возвестить о Христе Воскресшем? Их укреплял Тот, Который сказал всем нам: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15;5). Так сказал Христос Спаситель и Господь наш.

Будем и мы с вами, представляя перед собой великий подвиг святых апостолов и воодушевляясь словами Господа, что без Него мы не можем творить ничего доброго, благодарны Ему за то, что мы являемся чадами Церкви Христовой. Уповая на Его благословение и благодать, уповая на милость Господа, без Которого мы не можем творить ничего доброго, будем усердно и сердечно возносить свои молитвы к Нему, чтобы Он укрепил нас грешных и сподобил быть чадами Церкви Христовой, соблюдая веру, соблюдая ее правила и наставления, передавая их последующим поколениям. В этом будет и наш просветительский и апостольский подвиг, на который призывает всех нас Святая Церковь. Аминь».

В завершение Божественной литургии был совершен традиционный крестный ход.

По окончании богослужения настоятель Петропавловского собора протоиерей Василий Тетерин поблагодарил и поздравил Его Высокопреосвященство с праздником и преподнес букет цветов.

Ольга Троицкая


Фото: Константин Дубровин