Новости Пермской митрополии

15 Ноября 2017

В Пермской Духовной семинарии состоялась открытая лекция доцента кафедры государственного управления и истории ПНИПУ, кандидата исторических наук М. Г. Нечаева «Обновленческий раскол: его предпосылки и история. Обновленчество в Перми», посвященная 100-летнему юбилею Поместного Собора 1917 года.

Во время своего выступления Михаил Геннадьевич рассказал о некоторых малоизвестных фактах, относящихся к истории Русской Православной Церкви XIX - начала XX века, которые стали известны, благодаря его работе с материалами в закрытых архивах Российский Федерации. Также Михаил Геннадьевич в своем выступлении проанализировал истоки возникновения идей обновленчества в Русской Церкви и особенности обновленческого движения в Прикамье.

Предлагаем вашему вниманию расшифровку лекции:

«Как показывает практика, тема обновленчества становится актуальной в критические периоды Российской истории. Большой интерес к идеям обновленчества проявился в 1922 году, после окончания Гражданской войны. В 1922-1923 годы обновленческое движение переживало свой расцвет. Это было обусловлено тем, что в этот период, представители профессуры духовных учебных заведений, поддерживая советскую власть, активно участвовали в различных диспутах. Возник целый ряд литературы, написанной самими обновленцами об идеях обновленчества. Одним из ярких представителей обновленческого движения того времени был профессор Санкт-Петербургской духовной академии Б. В. Титлинов, человек, который в свое время редактировал «Церковный вестник» - официальное издание Санкт-Петербургской духовной академии.

В ноябре 1917 года Титлинов был изгнан с Поместного Собора, как предатель Церкви. Б. В. Титлинов написал несколько книг, в которых изложил историю обновленческого движения в России. Я читал его книги в Российской национальной библиотека им. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге, еще будучи студентом. Я сидел в читальном зале, и, смотря на Невский проспект, я удивлялся тому, что меня допустили до закрытых фондов. Сейчас эти книги оцифрованы и выложены в свободный доступ. Вообще, Б. В. Титлинов и лидер обновленческого движения А. И. Введенский являются двумя самыми крупными обновленческими идеологами.

После 20-х годов XX века интерес к обновленческому движению угасает, но в 60-х годах XX века он снова воскрес из небытия. Это было связано с тем, что Русская Православная Церковь после смерти Н. С. Хрущева вновь стала пытаться найти общий язык с властью. Одновременно и власть пыталась найти общий язык с Церковью, но разговаривала она совершенно атеистическим языком, несмотря на то, что представители власти в этот период понимали неотъемлемость Церкви тому обществу, которое сложилось в 60-70-х годах XX века. В период «застоя» тема обновленчества неожиданно вновь стала актуальной. Начали появляться даже идеи христианского социализма.

В 1970 году выходит книга казанского историка А. А. Шишкина «Сущность и критическая оценка «обновленческого» раскола русской православной церкви», за которую автор не только не получил государственной премии, но был лишен права печати. Книга была совершенно неожиданной по своей структуре. Она ломала все исторические шаблоны, сложившиеся в советский период. А. А. Шишкин в своем труде не осмысливал происходящее, а излагал только факты. Эта книга заняла достаточное место в информационном пространстве того времени. А. Шишкина не лишили кандидатской степени, но с 1971 года его перестали публиковать. Его работу можно назвать подвигом. Были, конечно, и другие работы, посвященные вопросу обновленчества в рамках цензуры научного атеизма. Почти во всех работах авторы неожиданно приходят к выводу, который они, конечно, не формулируют, но этот вывод вытекает из их исследования – обновленческое движение в России носило широкомасштабный характер.

Начиная с 90-х годов XX века, тема обновленчества вновь перестала быть актуальной. Связано это было с тем, что критиковать Русскую Православную Церковь в тот период было не принято. Однако сегодня тема обновленчества становиться все более и более актуальной и снова воскресает из небытия.

Церковная реформа, которая началась в 2000 году проходит вне обостренного внимания со стороны российского общества. Вроде бы ничего не происходит, но на самом деле церковная реформа продолжается и в наши дни. Это епархиальная реформа, миссионерская реформа, приходская реформа, это и новый тип катехизации. Истоки всех этих реформ находятся в постановлениях Поместного Собора 1917-1918 годов. Это тот самый Поместный Собор, который изгнал обновленцев из своей среды.

Кто же такие обновленцы? В конце прошлого века им был поставлен следующий приговор: обновленцы – порождение «красной» церкви, которая была куплена и организована Всероссийской чрезвычайной комиссией по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Агенты ВЧК сумели подкупить и подчинить себе с помощью своего влияния сторонников обновленчества.

В свое время мне в руки «случайно» попал один ценный материал – переписка Феликса Дзержинского с Емельяном Ярославским. В этой переписке Феликс Эдмундович пишет о том, чтобы Ярославский поставил вопрос о создании «красной» церкви в Перми. На что Емельян Ярославский ему отвечает, что никаких «красных» церквей быть не должно, что церквей вообще не должно быть.

В этой переписке четко выражены две позиции. На основании этой маленькой переписки состоящей из нескольких строк, можно было сделать ТАКИЕ выводы. Но, я не мог сделать никаких выводов в 80-х годах прошлого века, когда эта переписка ко мне попала.

Выводы я сделал в 2004 году в своей монографии «Церковь в годы великих потрясений». Эта переписка на сегодня вообще является единственным документальным свидетельством о так называемой «красной» церкви.

Что же на самом деле представляло собой обновленчество? Во-первых, это явление имеет очень четкие хронологические границы. Его начало датируется 1905 годом, а вот конечную дату обновленчества можно датировать либо 1946 годом, либо 1948 годом. Ее никто четко не может определить. 1905 год – начало русской революции. В этом же году и явление петиции тридцати двух. В марте 1905 года появляется так называемая записка группы 32-х, которая впервые вынесла вопросы церковных преобразований, до сиз пор обсуждавшихся лишь конфидициально, на суд широкой общественности.

Петиция 32-х священнослужителей не могла появиться на пустом месте. Был некий период, который предшествовал событию прецедент начала обновленческого движения. Сами священники, которые составили петицию, сравнивали себя с реформаторами XVI века.

Что же предшествовало этому «реформаторству»? С апреля 1880 по октябрь 1905 годов должность обер-прокурора Святейшего Синода занимал Константин Петрович Победоносцев. В апреле 1905 года, после манифеста о веротерпимости, Константин Петрович Победоносцев уходит с политической арены, хотя фактически он еще несколько месяцев продолжает занимать должность обер-прокурора Святейшего Синода. Занимая эту должность, Победоносцев осуществлял свою собственную концепцию организации Русской Православной Церкви. Опять же, в своем время в закрытом архиве, мне удалось изучать его дневники. Константин Петрович делал ежедневные записки, согласно которым можно сделать вывод, что у него были свои сотрудники, агенты, в каждой епархии. Я боюсь, что даже в каждом благочинии, в каждом уездном городе. Агентом мог быть мирской человек, священник или диакон. Это люди служили ему добровольно. Они писали, что на самом деле происходит в той или иной епархии. Существовали официальные отчеты архиереев, но помимо этого у него были письма от агентуры. Сейчас эти письма хранятся в личном фонде Победоносцева. В настоящее время написано порядка десятка диссертаций по деятельности обер-прокурора Святейшего Синода Победоносцева. Но, никто до настоящего времени серьезно не занимался его личным фондом, потому что он закрыт. Мне три дня посчастливилось там работать. За это время я нашел очень много интересного. Например, как Победоносцев анализировал ситуацию в епархии, как он контролировал каждого архиерея. Он получал сведения ни через консисторию, ни через епархиальные отчеты, а через свою разведывательную сеть сотрудников, которые описывали действия архиереев. Сказать о том, что он крепко держал Церковь – ничего не сказать. По сути, он нарушал свою компетенцию и контролировал все церковные процессы.

Победоносцев видел в Церкви элемент общества, который может преобразовать государство. Он же реально сдерживал силы, которые начали формироваться в 60-70 годах XIX века, когда возникло огромное общественное движение церковного реформаторства.

В результате крестьянской реформы 1861 года было отменено крепостное право. За этим следовало равенство общественных инициатив. Государство отменило цензуру и предоставило обществу свободу. Два десятилетия российское общество делало что хотело. С этого времени в либеральных газетах начали появляться статьи, открыто критикующие деятельность Церкви.

В 60-70-х годах XIX века усилиями Церкви было открыто множество школ. Это вызвало большую критику со стороны общества: это что такое? мы отдаем детей на воспитание церковникам? как такое можно допустить? почему государство не может открыть столько школ, сколько их открывает Церковь?

Критика была очень резкой, и это при том, что Православная Церковь была господствующей религией. В 1864 году вышел закон об утверждении православных церковных братств, которые стали возникать во многих епархиях. Это стало признаком того, что начала возникать борьба за веру.

При таких напряженных отношениях между Церковью и обществом, Победоносце боялся инициатив, как со стороны Церкви, так и со стороны общества в отношении Церкви. В 60-70-х годах XIX века возникла идея о том, что Церковь занимает какое-то неподобающее ей место. Притом, в обществе существовало мнение, что Церковь занимает слишком высокое место, а церковной среде было мнение, что Церковь искусственно принижена государством. Назревала потребность в Поместном Соборе. Надо было решить очень многие вопросы. Притом эти вопросы требовали решения не на уровне обер-прокурора Святейшего Синода, а решения, как и полагается, соборного.

В это же время возникает знаменитые православные Миссия в Японии и на Алтае. Силами Русской Православной Церкви идет огромная миссионерская работа. Православная Миссия появилась в Северной Америке. Русская Церковь стала носить международный характер.

Уже при Императоре Александре II появились идеологи, которые пытались подготовить основание для преобразований в Церкви. Идея обновленчества летала в воздухе. Что сделал Победоносцев? Образно говоря, когда чайник кипел, он закрыл его крышкой. Все идеи церковных преобразований, как со стороны общества, так и во внутрицерковной среде он сдерживал. Имея множество агентов, он полностью контролировал ситуацию внутри Церкви.

На рубеже XIX-XX веков русское общество ударилось в потребительство. В русском обществе начался поиск новых идеологических смыслов. На рубеже веков общество очень изменялось, и возникла потребность разговора Церкви с интеллигенцией. Большой резонанс в обществе вызвало анафематствование Л. Н. Толстого в 1901 году. Естественно большая часть либерального общества была на стороне Толстого.

Это событие стало началом дискуссии Русской Православной Церкви с интеллигенцией. С 1901 по 1903 годы в Санкт-Петербурге проходят религиозно-философские собрания по инициативе Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус, Д. В. Философова, В. В. Розанова, В. С. Миролюбова, А. Н. Бенуа, В. А. Тернавцева с согласия обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева и митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского). Духовенство и русские философы пыталась поговорить о дальнейшей судьбе России. Вся образованная страна наблюдала за этой дискуссией. Всех интересовало: кто победит в этом споре? Конечно, эти дискуссии вызвали негативную реакцию со стороны интелегенции по отношению к тем, кто участвовал в этом диалоге за то, что они сближались с Церковью. Представители Церкви негативно относились к тем, кто участвовал в этом разговоре на стороне Церкви, потому что это сближало их с либеральным обществом. Два лагеря не смогли найти общий язык. А кипящая волна по поводу того, что в Церкви должны произойти преобразования осталась.

С этой дискуссии в русском обществе начались новые религиозные поиски, которые проникли во все сферы жизни. Впоследствии они проникли даже в умы большевиков. Например, А. Луначарский, впоследствии заявлял о том, что нам религия нужна. Этих же идей придерживался бывший марксист священник Сергий Булгаков, который пошел другим путем. Взгляды Луначарского критиковал Г. Плеханов. А Ленин вовсе критиковал богоискательство.

Возникновение обновленческого движения в апреле 1905 года было не случайным. Оно стало результатом продолжительного периода времени, начавшегося с 1861 года. Почему в апреле 1905 года произошел прицендент реформаторства в Русской Церкви? Потому что первой реформой, которую провел Император Николай I после событий 9 января 1905 года, стал известный имперский указ Об укреплении основ веротерпимости в России, изданный 17 апреля 1905 года. По этому указу давались невиданные права многим религиозным организациям. Если ранее к веротерпимым религиям в Российской Империи относили ислам и протестантизм, то после издания указа к веротерпимым религиям стали относить баптизм. Староверы стали называться старообрядцами вместо официально употребляемого наименования «раскольники». Изменилась система построения диалога со староверами. Если ранее епархиальный миссионер мог проводить просветительские беседы со староверами, то после указа эти дискуссии прекратились. С 17 апреля 1905 года старообрядцы получили права легитимной религии, в которую нельзя было вмешиваться господствующей Церкви.

С этого времени религиозные организации начали получать государственное финансирование. Самое большое финансирование получал Святейший Синод Русской Православной Церкви – 29 млн. рублей в год из бюджета Российской Империи. Все остальные религиозные организации финансировались из бюджета Министерства внутренних дел Российской Империи. На государственные деньги строились мечети. Общий бюджет Российской Империи составлял 2 млрд. рублей. С этого времени наступает расцвет баптистского движения, наступает так называемый «золотой век» старообрядчества. Наступает некий перелом и в самой Церкви. С апреля по октябрь 1905 года Русская Православная Церковь находилась в некотором замешательстве. Фактически сохранялась должность обер-прокурора Святейшего Синода, но он уже не имел политической власти и влияния. Обер-прокурор уже не участвовал в заседаниях Святейшего Синода. Так продолжалось до октября 1905 года. Святейший Синод, воспользовавшись ситуацией, провозгласил о начале подготовки к Поместному Собору. Первенствующим членом Святейшего Синода с 1900 года был митрополит Антоний (Вадковский). Летом 1905 года в каждую епархию Русской Православной Церкви были разосланы анкеты. Епархии должны были подготовить свои предложения по проведению церковной реформы.

Пермскую епархию в то время возглавлял епископ Никанор (Надеждин). Пермский губернатор А. В. Болотов называл его самым слабым епископом Русской Церкви и ставил ему в пример епископа Владимира (Соколовского-Автономова), Екатеринбургского и Ирбитского. Епископ Никанор был очень демократичным. Он созвал собрание пермского духовенства, которое выбрало представителей от Пермской епархии для участия в Поместном Соборе. На собрании Пермское духовенство выразило свое мнение по поводу того, как они видят проведение церковной реформы.

А вот Екатеринбургский епископ Владимир особо не советовался с духовенством своей епархии. Он просто описал, как лично он видит проведение церковной реформы. Он предлагал такие вещи, по поводу которых у Святейшего Синода возникло много вопросов. Епископ Владимир критиковал государственную власть и предлагал совершить государственную революцию в полном смысле этого слова. Пермское духовенство предложило более мягкие меры по церковному реформированию. Каждая епархия Русской Православной Церкви представило свой проект.

В 1906 году возникло Предсоборное присутствие, члены которого рассматривали все епархиальные проекты церковного реформирования. Практически произошел дистанционный Поместный Собор, где большая часть духовенства смогло выразить свое мнение по поводу того, как они видят дальнейшую организацию Церкви в новых политических условиях. Я не буду дальше развивать эту тему.

Параллельно с работой Предсоборного присутствия возникла активность духовенства, которая была связана с выборами в государственную Думу Российской Империи. Эта активность наблюдалась и в нашей епархии. Выяснилось, что некоторые священники Пермской епархии симпатизируют партии эсеров. Но, надо отметить, что ни один пермский священник не симпатизировал большевикам и меньшевикам. То есть социал-демократы были вне внимания пермского духовенства вообще. Социалистам-революционерам пермское духовенство симпатизировало, а вот социал-демократам нет. Конечно, не симпатизировали священнослужители и кадетам, которые были противниками Церкви.

Большая часть православного епископата в это время старалось в политику вообще не вмешиваться.

Наряду с Предсоборным присутствием существовало движение обновленцев, которые стали продвигать и политические идеи, в том числе и социализм. Прежде всего, это было свойственно православной молодежи. Масштабы забастовок в духовных семинариях Русской Православной Церкви только сейчас изучают. Но, самая масштабная забастовка семинаристов была в Пермской духовной семинарии. Здесь в 1906 году было уволено 135 человек. Пермские священник, чьи дети были увольняли из семинарии, страшно возмутились. Епископ Никанор даже пытался как-то исправить ситуацию, но епископу Никанору было поручено очистить Пермскую духовную семинарию от «революционной скверны». После, многие недоучившиеся семинаристы, вышедшие из Пермской духовной семинарии, вошли в состав революционных партий.

(Продолжение следует)

Подготовила Ольга Троицкая