Новости Пермской митрополии

2 Сентября 2018

В рамках XIII Межрегиональной выставки «Православная Русь 2018» состоялся первый Форум учителей ОПК, на который собрались 110 педагогов из Перми, Краснокамска, Кунгура, Чайковского, Чернушки, Осы, Лысьвы, Соликамска, Кудымкара, Чёрмоза, п. Уральский, п. Ильинский, Пермского, Кунгурского, Суксунского, Кочевского, Кудымкарского районов.

Открыл программу форума Круглый стол «Основы православной культуры» в мировоззренческом самоопределении учителя и ученика». В обсуждении актуальных вопросов преподавания ОПК приняли участие руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Пермской епархии протоиерей Игорь Ануфриев, ведущий консультант отдела религиозных отношений департамента внутренней политики Администрации губернатора Пермского края П.Ф.Сироткин, главный специалист управления общего и дополнительного образования детей департамента образования администрации г. Перми И.В.Самохина, доктор философских наук О.И.Сыромятников, кандидат исторических наук, доцент Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета А.В.Вертинский, преподаватель Пермской Духовной семинарии диакон Геннадий Вихарев, сотрудники Отдела религиозного образования и катехизации Пермской епархии, педагоги общеобразовательных и церковно-приходских школ, вузов, помощники благочинных по образованию.

Отец Игорь охарактеризовал положение с выбором модуля ОПК в Пермской епархии на начало 2018-2019 учебного года. По предварительным данным Министерства образования Пермского края процент выбора незначительно (от 1 до 5%) увеличился в Перми, Кунгуре и Кунгурском районе, а также в Чернушинском, Чайковском, Добрянском, Берёзовском, Куединском районах. Значительный прирост – с 9 до 28,5% – наблюдается лишь в Кишертском районе. В Пермском, Осинском, Ординском, Уинском, Еловском, Суксунском, Октябрьском районах, напротив, выбор ОПК в процентном соотношении снизился. Несмотря на то, что во многих районах родители по-прежнему выбирают преимущественно православную культуру (лидируют Суксунский район – 58,3%, Кунгурский район – 49,6%, Осинский район – 43,4%), процент выбора в целом по епархии в новом учебном году немного снизился: с 20,3% до 19,6% по сравнению с прошлым учебным годом. По-прежнему в двух территориях – г. Лысьве и Краснокамском районе в школах выбор ОПК практически отсутствует (от 0,5 до 1,5%). В Перми в этом году почти 15% родителей третьеклассников остановили свой выбор на православной культуре, это на 324 человека больше, чем в прошлом году. Ситуацию с выбором ОПК отец Игорь и предложил обсудить в рамках Круглого стола.

В работе Круглого стола приняла участие делегация педагогов Кудымкарской епархии, где в этом году процент выбора ОПК возрос в целом до 30%, а в отдельных районах епархии даже до 90%. Руководитель Отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации Кудымкарской епархии С.Н.Колдомов пояснил, что такой рост стал следствием многочисленных встреч и переговоров с руководителями районных отделов образования и главами администраций, директорами и педагогическими коллективами школ. Теперь главная задача – обеспечить курсовую подготовку педагогов и достойное преподавание предмета.

Выступление Олега Ивановича Сыромятникова было посвящено миссии учителя. Преподаватель православной культуры, по мнению Олега Ивановича, должен, прежде всего, сам обладать целостным христианским мировоззрением, жить по-христиански. В противном случае, дети сразу чувствуют фальшь. Посетовал Олег Иванович на то, что священнослужители мало уделяют внимания встречам с педагогами, немногие из них готовы грамотно, доступно, интересно разговаривать с детьми, родителями, учителями.

Методист ОРОиК Л.Е.Бобкова в своем выступлении добавила к вышесказанному, что в современной школе недостаточно внимания уделяется личностным результатам обучения, это препятствует решению вопросов, связанных с духовно-нравственным воспитанием. Руководство органов управления образованием, образовательных учреждений, как правило, мало просвещено в области православной культуры, отсюда – пренебрежение к данному вопросу.

Особое внимание вызвал у собравшихся доклад консультанта отдела религиозных отношений департамента внутренней политики Администрации губернатора Пермского края П.Ф.Сироткина. Крайне важно было услышать от представителя власти размышления о важнейшей роли Православия в духовном и культурном развитии человека, сопровождаемые ссылками на Священное Писание и речи Святейшего Патриарха Кирилла.

Второй вопрос, обсуждавшийся в рамках Круглого стола, был посвящен проблеме системного освоения основ православной культуры в школе. Директор Кондратовской школы Е.Е.Каменских в своем выступлении отметила тот факт, что большая часть педагогов школы во главе с директором прошли обучения на курсах, организованных епархиальным отделом образования при Пермской Духовной семинарии. Это, по словам Елены Евгеньевны, меняет не только подходы в преподавании отдельных предметов, но и отношения внутри коллектива. Очень важно, чтобы представления, полученные на уроке православной культуры, не вступили в противоречие с ценностными ориентациями педагогов и родителей, с общей атмосферой школы.

В завершении работы Круглого стола зам. руководителя ОРОиК Е.Г.Маринина познакомила участников форума с новыми учебниками ОПК для 5 и 6 классов, итогами участия школьников Пермского края в Общероссийской олимпиаде по Основам православной культуры и основными мероприятиями, запланированными в будущем учебном году.

Форум продолжила практическая часть, в ходе которой были представлены мастер-классы учителей - победителей региональных конкурсов профессионального мастерства. И.Ю.Гараева, учитель Пермской православной классической гимназии, преподаватель Пермской Духовной семинарии, поделилась методикой проведения урока «Жизнь как горящая свеча» о преподобном Сергии Радонежском. Победитель Краевого конкурса «Со-бытие» Т.В.Саламатова, учитель истории, обществознания и ОПК Гимназии № 1 г. Чайковский представила свой конкурсный урок «Кто мой ближний?». О.В. Шапикова, учитель Гимназии № 1 г. Соликамска, лауреат конкурса Приволжского ФО «Православный учитель», объяснила, как строить разговор по теме «Христианская семья» с учащимися разного возраста. Учитель начальных классов СОШ № 2 г. Перми Е.В.Фурина рассказала о своей работе с родителями, в результате которой они осознанно совершают выбор православной культуры в третьем классе.

Всем участникам форума организаторами было предложено ответить на вопросы анкеты, по итогам которой будут определены темы будущих встреч, запланированных в течение года в рамках городского методического объединения учителей ОРКСЭ, краевых семинаров учителей ОРКСЭ, Краевых Феофановских образовательных чтений.

Е.Маринина