Новости Пермской митрополии

Архиерейское богослужение в день памяти святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла, учителей Словенских

29 Мая 2020
  • 25.05.2020

Архиерейское богослужение в день памяти святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла, учителей Словенских

24 мая в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, в день своего тезоименитства Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе.

Накануне, 23 мая, Архипастырь совершил всенощное бдение в главном храме города Перми.

По окончании богослужения Глава Пермской митрополии сердечно поздравил сослужащих ему клириков соборного храма с воскресным днем и обратился с проповедью:

"Сегодня Святая Церковь совершает память святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла, просветителей славян. Сегодня же мы отмечаем государстаенный праздник - День славянской письменности и культуры. В этот день мы говорим не только о переводе Священного Писания на славянский язык, не только о создании святыми братьями славянской азбуки, но и о нашей словесности, о нашей культуре речи, о подлинном просвещении, которое несет в себе свет, радость, добро, которое делает нас лучше, чище, дисциплинированнее.
К большому сожалению, в современном обществе многое из того, что транслируется под видом большого искусства, зачастую лишено перечисленных мной признаков. Сегодня все больше и больше в нашу речь проникают слова, засоряющие наш прекрасный, великий и могучий русский язык. Все больше и больше уровень современного искусства деградирует, выходя за рамками общепризнанной нравственности. Печально, что сегодня эти явления часто находят поддержку на самом высоком государственном уровне.
Говоря о подвиге святых братьев, которые посвятили свою жизнь созданию славянской азбуки, мы должны помнить, что их творение оказалось достойным того, чтобы просветить целые народы словом Божиим.
Некоторые люди утверждают, что богослужебный славянский язык труден для понимания. При этом люди тратят много сил и времени на изучение иностранных языков. Все это свидетельствует о том, что современный человек не желает обратиться к своим корням и ленится для того, чтобы приобрести духовную пользу, стать ближе к Богу.

Сегодня русский язык буквально засорен множеством иностранных слов, значение которых далеко не все люди понимают. А ведь наш язык настолько глубок, что способен выразить любые мысли и чувства, которыми обладает человек. Сегодня каждый из нас призван стать поборником того, чтобы наша речь была чище, чтобы то великое достояние, которое оставили нам святые братья Мефодий и Кирилл стало для нас близко и доступно как можно большему числу людей. Если мы потеряем свой родной язык, потеряем свои корни, то мы потеряем и свою нацию. Мы должны помнить об этом и чувствовать свою ответственность за это.

Святые братья создавали славянскую азбуку пребывая в усердной молитве, участвуя в таинствах Церкви, ведя постный образ жизни. Все это было предпринято ради того, чтобы создать такой язык, который будет способен просветить словом Божиим народы и будет достоин проповеди Священного Писания. Равноапостольные братья создали для нас словесное великолепие, звучный, объемный, красочный, торжественный язык, на который было переведено Священное Писание. Их память мы сегодня совершаем.

Евангельское повествование сегодняшнего дня рассказывает об исцелении Иисусом Христом слепорожденного человека. Этот сюжет несколько труден для нашего понимания. Трудность понимания заключается в ответе Господа на вопрос Своих учеников о причине недуга слепорожденного человека. Иисус Христос сказал, что не грех явился причиной порока слепого, а его слепота произошла для того "чтобы на нем явились дела Божии" (Ин. 9;3). Ни возмездие, ни наказание Божие постигло слепорожденного за его грехи или за грехи его родителей, но чтобы на нем были явление дела Божии. Ответ Господа ставит нас в некоторое недоумение. Чпсто мы рассуждаем так: если бы человек имел зрение, то в своей жизни мог бы сделать больше дел во славу Божию. Однако святые отцы утверждают, что не всегда человек, имея зрение и здоровье, способен

воспринять Благую весть, не всегда человек обладающий талантами может послужить Богу. Существует множество примеров того, как имеющие телесное зрение люди, отвергали Божественную Истину, искажали ее, и своим поведением не соответствовали званию христианина. Если Господь сказал в Своем слове о том, что недуг человеку дан ему для того, чтобы на нем были совершены дела Божии и прославили Господа, значит мы должны воспринять сказанное Богом за Истину.

Далее Евангелие повествует нам о том, что Господь сделал брении из земли и помазал глаза слепому, повелев больному пойти умыться в купальне Силоам. Слепорожденный сделал так, как повелел ему Иисус Христос, и прозрел.

Этот евангельский эпизод содрогнул людей, которые стали свидетелями совершившегося чуда. Иудеев он содрогнул тем, что Иисус Христос нарушил установленный субботний покой. Других людей это чудо заставило задуматься о том, что милость Божия способна даже слепорожденному человеку дать возможность видеть. Этот эпизод содрогает и тех, кто читает Евангелие, потому что в повседневной жизни люди часто не замечают дел Божиих, а когдсталкиваются с чудом, то оно оказывается способным изменить человека, заставить задуматься его и обратить его взор к Богу, Вседержителю, Которому все возможно в этой жизни.

Обращаясь к сегодняшней ситуации, которая сковала весь мир и неожиданно ворвалась в нашу жизнь, изменило ее, мы можем наблюдать за тем, как люди, привыкшие во всем уповать на себя и на земные блага остались один на один с болезнью, с вирусом, справиться с которым в полной мере современная медицина пока не может.

Находясь в этой ситуации кто-то впервые стал искать Бога, молиться о том, чтобы Господь избавил его от напасти. Сегодня эти мысли посещают многих людей, которые совсем недавно надменно относились к Церкви. Если бы сегодня не было той угрозы, которая нависла над всем миром, то люди, сегодня делающие первые шаги к Богу, возможно жили бы своей повседневной жизнью и не задумывались бы о Боге, радовались бы земным благам, как и прежде. Но, обстоятельства заставили их остановиться в потоке суеты, удовольствий и, как многим представляется, в потоке безграничных возможностей. Бог остановил человека и показал ему, что безграничен только Бог, а человек весьма и весьма ограничен.

Возвращаясь к евангельского повествованию сегодняшнего богослужебн ого дня, хочу отметить, что евангельский слепорожденный прозрел не только глазами, но прозрел сердцем и душой, потому что признал Господа Великим Пророком, Который исцелил его и помог увидеть не только внешний мир, но и почувствовать благодать Божию, которую не смогли почувствовать фарисеи и властители мира сего. Бедный, несчастный слепорожденный, которого Иисус Христос исцелил Своей благодатью выразил свою веру в Господа и поклонился ему. Вот яркий пример подлинного прозрения.

И мы, милостью Божией прозреем и станем способными отделить праведность от греха, если будем стремиться стать ближе к Богу. Тогда нас не коснутся ветры искушений, которые порабощают сегодня мысли и сознание многих людей. В этом заключаются наши надежда и спасение. В этом заключается духовное прозрение, то великое благо, которое дарует нам Воскресший из мертвых Христос Живодавец. Аминь".

От лица клириков соборного духовенства с днем тезоименитства Главу Пермской митрополии, Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского с днем тезоименитства поздравил настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора священник Сергий Голубев.

Ольга Троицкая


Фото: Константин Дубровин