Новости Пермской митрополии

'Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих'

10 Августа 2020

Накануне, 1 августа, Глава Пермской митрополии совершил всенощное бдение в главном храме Перми.

По окончании Божественной литургии Архипастырь сердечно поздравил сослужащих ему клириков кафедрального собора с праздником и обратился с проповедью:

"Сегодня Святая Церковь совершает память святого пророка Божия Илии, который за девять веков до Рождества Христова благовествовал о спасении рода человеческого и всячески пытался сдерживать влияние тлетворного духа века сегодня, который и тогда и даже доныне буревает род человеческий.

Сегодня также Святая Церковь за богослужением предложила нам евангельское повествование о насыщении пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. Евангелист сообщает о том, что это количество людей было без учета женщин и детей, а стало быть еще большее число людей насытилось чудесным умножением пищи.

На первый взгляд это повествование не представляет для нас особой трудности в понимании. Господь - Творец и Создатель, и в Его власти было совершить это чудо. Он и до этого момента воскрешал, исцелял людей.
Но, не напрасно этот евангельский сюжет на протяжении нескольких веков звучит в храмах Божиих. Кроме внешнего описания чуда, оно несет в себе глубокий смысл. Господь проповедовал и многие люди шли за Ним, слушая Его учение. Иногда проповедь совершалась в течение всегодня дня. Однажды после продолжительной беседы Иисуса Христа с народом при наступлении вечера, ученики Господа подошли к Нему и сказали, что людям, которые Его слушают хорошо бы подкрепить свои телесные силы и поесть. Если вдуматься в смысл этого повествования, то можно обратить внимание на то, что эти люди последовали за Иисусом Христом вовсе не для того, чтобы получить от Него хлеба и рыбу, но чтобы услышать слово Божие, чтобы услышать Истину Царства Небесного. Они целый день слушали своего Учителя не помышляя о еде, они слушали слово Божие, которое по словам апостола Павла подобно обоюдоострому мечу, проникающему в само естество человеческой природы, если только со вниманием, с участием души и сердца оно произносимо проповедником или воспринимаемо слушающим.

Иисус Христос проявив заботу о людях, которые искали Истину, умножает небольшие запасы еды, которые имели апостолы - пять хлебов и две рыбы и насыщает всех присутствующих, совершая Свое очередное чудо. Господь насытил людей не только духовно, но и телесно. Я хочу еще раз подчеркнуть, что для тех, кто следовали за Христом на первом месте был поиск Истины и слушание слова Божия, а не желание телесно насытиться.

Если мы вспомним другой евангельский сюжет о сорокодневном посте Иисуса Христа в пустыне, то Священное Писание сообщает о том, что когда Господь через сорок дней, напоследок взалкал, то есть захотел есть, то диавол предложил Ему сделать хлеб из камней и насытиться. Но, Иисус Христос ответил на это искушение: "не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мф. 4;4). Господь отверг прерогативу хлеба, земных благ над небесными, которые Ему предложил враг рода человеческого.

Таким образом сегодняшнее евангельской повествование, кажущееся на первый взгляд простым, предлагает нам с вами задуматься о своей жизни, о том, что для нас является главным - слово Божие или суета нашей повседневной жизни и материальные блага. Когда человек в поиске Царства Небесного забывает о насущном хлебе, то Господь утешает его, удовлетворяет его и духовные, и телесные потребности. Если бы за Иисусом Христом шла толпа людей ищущих не Царства Небесного, а пищи тленной, то скорее всего Господь бы уклонился от этих людей и не сотворил бы никакого чуда. Это евангельское повествование актуально всегда, потому что сколько существует мир, столько будет существовать стремление человеческое в первую очередь решить вопрос о насыщении хлебом насущным, оставляя правду Божию "на потом".

Святые отцы говорят, что когда человек насытится тлетворным духом века сегодня, тогда вероятно и придет Иисус Христос во Своем Втором Прошествии и совершит Страшный суд.

Соотнесем этот евангельский сюжет с сегодняшними событиями. Сегодня мы наблюдаем как мир и люди, почувствовав мнимую свободу, стремятся к все большим материальным приобретениям, к комфорту, к удовольствиям. Сегодня человечество, в большинстве своем, привыкло ко вседозволенности и начало забывать Бога. И, вдруг, на фоне всего этого внезапно появляется эпидемия коронавируса. Что это, если не напоминание Бога о том, что если человек хочет жить в мире лишь хлебом насущным, забывая о своем Творце, то он идет не правильным путём. Господь показывает всему миру, что имея технический прогресс, материальное изобилие, человек, тем не менее, не может всем этим бесконтрольно распоряжаться по своей злой воле. Господь "поставил" человека на свое место - и бедного, и богатого.

Видя это вмешательство Божие, человечество должно задуматься о том, куда оно направляется, люди должны задуматься о своих действиях и поведении. За последние годы человечество пришло к нравственной деградации, проявления которой в некоторых странах сегодня подкреплено даже на законодательном уровне. Вот как шагнуло человечество "вперед", к насыщению вседозволенностью, в которой нет места Богу.
Господь сегодня напоминает о Себе и предлагает людям остановиться, остепениться в своем беззаконии и обратить внимание на свою жизнь и дела.

Об этом мы должны рассуждать, слушая сегодняшнее евангельское повествование, за внешним описанием которого кроется глубокий духовный смысл, ибо "не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мф. 4;4). Аминь".

За богослужением в сан иерея был рукоположен диакон Анатолий Артемьев.


Ольга Троицкая


Фото: Константин Дубровин