Новости Санкт-Петербургской митрополии

23 Февраля 2016

В крипте Казанского кафедрального собора 21 февраля состоялась лекция доктора психологических наук профессор СПбПДА, члена епархиального общества православных психологов Ларисы Шеховцовой "Что такое православная психология и нужна ли она верующему человеку?".

Лекция о православной психологии прошла в Казанском соборе

Лариса Филипповна отметила, что многие православные верующие, которые регулярно ходят в храм, исповедуются, причащаются и имеют своего духовника, не понимают, для чего нужен психолог. "Психолог на приходе нужен, это помощник священника, - сказала Лариса Шеховцова. - Не стоит пренебрегать готовностью православного психолога помогать прихожанам".

Лариса Филипповна привела в пример случай, когда на исповедях люди постоянно говорят об одном каком-то своем грехе - например, о раздражительности: "Человек приходит к священнику, и ему самому стыдно, что он все время в одном и том же грехе кается. Господь отпускает нам наш грех, но полезно задуматься: почему это происходит, почему я хочу преодолеть свой грех, но у меня не получается? В таком случае очень полезно покопаться в себе, посмотреть, что же меня приводит к этому, только ли это особенность моего холерического темперамента или тут есть еще что-то другое. Как раз с таким вопросом, с такой проблемой можно обращаться к психологу. Он поможет понять, в чем причина. Конечно, это может сделать и батюшка, и даже лучше, чем психолог. Но в силу большой занятости наших священников они не всегда могут побеседовать с прихожанами".

"На исповеди часто бывает, что прихожанин подходит к батюшке и "застревает" у него минут на двадцать - не потому, что у него много грехов, просто хочет что-то у батюшки спросить, - продолжила Лариса Филипповна. - Например, часто спрашивают, что делать с сыном-подростком, который отбился от рук. Прихожанин ожидает от священника ответа, но ведь это непростой вопрос, в двух словах на него не ответить, надо побеседовать с человеком. Но времени на это на исповеди, к сожалению, нет".

Да и во внебогослужебное время у священника не всегда есть возможность поговорить с прихожанином о его житейских проблемах. А если на приходе есть православный психолог, он может помочь решать такие вопросы. Лариса Филипповна подчеркнула важность того, что психолог должен быть именно православным. "У епархиального общества православных психологов есть телефон горячей линии, по которому звонят прихожане и записываются на встречи с психологами. Когда ко мне на прием приходят верующие, то они часто говорят, что были на консультации светского психолога, и он им не помог. Говорят, что им трудно общаться со светским психологом, потому что у него совсем другой подход. Он не понимает, о чем говорит верующий. Действительно, разные мировоззрения и понятия отражаются на беседе. Если вы верующие люди, очень важно попасть на прием к православному специалисту, и такой опыт в нашей Церкви уже имеется", - сказала Лариса Филипповна.

Она отметила, что чаще всего психологи консультируют по вопросам отношений человека с близкими. Вторую заповедь Иисуса Христа, "Возлюби ближнего своего, как самого себя", не так легко воплотить в жизнь большинству людей. Если человек имеет трения, проблемы в отношении с другими людьми, - это внешние конфликты, а если он не любит себя, то возникают внутренние конфликты. Хорошо, когда человек знает свои достоинства и недостатки - это значит, что он понимает себя. Но психика человека не так просто устроена, и он редко досконально себя знает. В итоге возникают "искривления": одни концентрируются на своих достоинствах, другие - на недостатках. Но и завышенная, и заниженная самооценка одинаково плохи.

Лариса Шеховцева проанализировала типичные родительские ошибки, которые могут привести к подобным отклонениям в мироощущении и поведении. Она отметила, что представления человека о самом себе формируются в раннем детстве, и родителям надо быть очень внимательными и осторожными. В обществе возникает так много проблем именно потому, что родители допускают очень много ошибок в воспитании детей. Сегодня в психологии описано три стиля воспитания и взаимоотношений между родителями и ребенком: авторитарный, либеральный и демократический.

При авторитарном стиле воспитания ребенок вырастает несамостоятельным и становится либо забитым, либо агрессивным. Неограниченная свобода оборачивается дезориентированностью ребенка в обществе. Самым оптимальным является демократический стиль воспитания, когда родители не только являют свою власть, но и спрашивают мнение ребенка, считаются с ним. Ребенок чувствует уважение к себе, учится рассуждать и размышлять, вырастает инициативным и самостоятельным с адекватной самооценкой.

"Личность ребенка формируют не только детско-родительские отношения, но и сам уклад семьи, который очень важен, - подчеркнула Лариса Филипповна. - Как ведут себя взрослые, как относятся друг к другу и другим людям. Меня очень потрясла мудростью и тонкостью мысль французского просветителя Жан-Жака Руссо: "Гармоничность воспитания возможна лишь тогда, когда ребенок свободно делает то, что он хочет. Но хотеть он должен то, чего хочет воспитатель". Когда ребенок не чувствует насилия и подавления и сам свободно с радостью идет в храм в 7 часов утра - в этом проявляется высшая мудрость родителя".

В конце встречи Лариса Филипповна ответила на вопросы слушателей. Был задан вопрос о том, каким образом можно изменить завышенную и заниженную самооценку. Лариса Филипповна ответила, что хороший совет есть у митрополита Антония Сурожского: человек с завышенной самооценкой должен при общении с другим человеком давать ему возможность высказаться, а человек с заниженной самооценкой, наоборот, останавливать длительную речь собеседника и высказываться сам.

Один из слушателей спросил, в чем преимущество православных психологов. Лариса Шеховцова ответила, что православная психология в нашей стране развивается в течение 15-20 лет, и это не так много. Всего в Санкт-Петербурге сегодня работают от 100 до 200 православных психологов. Главным отличием православных психологов от неправославных является то, что они могут помочь в решении не только душевных (психологических), но и духовных проблем.

ИА "Вода живая",
21.02.16