Новости Санкт-Петербургской митрополии

17 Апреля 2016
В Неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской, 17 апреля, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком храме Александро-Свирского монастыря Тихвинской епархии.
Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Свирском монастыре

Его Святейшеству сослужили митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, Новгородский и Старорусский Лев, епископ Солнечногорский Сергий, настоятель епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав с клиром и духовенством Тихвинской епархии, епископ Гатчинский и Лужский Митрофан, викарии Санкт-Петербургской епархии архиепископ Петергофский Амвросий, епископы Кронштадтский Назарий, Царскосельский Маркелл и другие священнослужители.

За богослужением молились братия монастыря, настоятельницы и сестры обителей Санкт-Петербургской митрополии.

Предстоятель вознес сугубую молитву преподобному Александру, нетленные мощи которого были обретены 375 лет назад, в апреле 1641 года.

По окончании богослужения Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал владыка Мстислав.

"Сегодня великая радость, Господь дал нам благодать: Предстоятель Церкви Русской впервые за 500 с лишним лет посетил этот удивительный монастырь. В дни великого поста, в день памяти преподобной Марии Египетской, приносим вам с любовью дар нашего сердца, и природа с нами радуется от того, что вы приехали к нам. 17 апреля 1641 года по старому стилю были обретены мощи преподобного Александра Свирского. Но, хоть и по старому стилю, Богу было угодно, чтобы вы в этот день были здесь с нами".

Владыка Мстислав напомнил, что храмов, посвященных великому молитвеннику земли Русской, много по всей стране, и в Москве, в храме Василия Блаженного, есть придел, посвященный этому святому. Епископ Тихвинский и Лодейнопольский подарил Предстоятелю Русской Православной Церкви икону явления Пресвятой Троицы преподобному Александру Свирскому.

"Я хотел бы сердечно всех поздравить с этим замечательным торжеством, - сказал Патриарх Кирилл в ответном слове. - Здесь, в Санкт-Петербургской митрополии, в Тихвинской епархии, мы празднуем 375 лет со дня обретения мощей преподобного Александра Свирского. Это произошло 17 апреля, и сегодня тоже 17 апреля, правда, в то время исчисление было по старому календарю, теперь по новому, но замечательно, что эти цифры совпали. И дело даже не в цифрах, а в том, что Господь сподобил всех нас сегодня собраться здесь и совершить прославление святого преподобного и богоносного отца нашего преподобного Александра Свирского в день памяти святой преподобной Марии Египетской, в пятое воскресенье Великого поста".

"Преподобный Александр Свирский жил такой жизнью, что все, кто был рядом с ним, понимали, что он - святой человек, - продолжил Предстоятель. - Когда я на острове Святом спустился в пещеру, в которой жил святой преподобный Александр, до того как он покинул Валаам, то был поражен, как можно было жить в этой неотапливаемой маленькой пещере, среди холодного озера, в условиях сурового климата, не имея никакой помощи извне. Никто не привозил продукты, никто не заботился о здоровье, не было никакой связи с внешним миром. Один преподобный лицом к лицу с холодным озером, в тяжелейших условиях. Если бы в наше время кто-то мог хотя бы одну зиму так прожить, о нем бы все писали и говорили. Преподобный несколько лет там прожил, то даже та пещера показалась ему слишком комфортной. И он ушел искать иные места, еще более уединенные и еще более суровые. И пришел сюда, в место, из которого он родом, и на очень большом расстоянии от людского жилья, вдали от всяких дорог - да тогда и дорог, собственно, не было, он основал этот монастырь. Даже сегодня, подлетаю к этому месту, видишь, как пустынно вокруг. А тогда были непроходимые леса. Преподобный основывает обитель, вокруг него начинает собираться община, монахи строят храмы. Когда монастырь встает на ноги, преподобный Александр придумывает нечто из ряда вон выходящее. Он говорит - здесь, вдали от всего мира, построим каменный соборный храм. Братия возроптала - не строили на севере каменных храмов. Но святой Александр настоял на своем. Он нашел место, где залегала подходящая глина, стали делать кирпичи. И воздвигли храм Пресвятой Троицы в память явления Бога уединенному старцу. Когда читаешь его житие, неловко становится. Какое несоответствие того, к чему мы привыкли. И возникает вопрос: кем был святой преподобный Александр? Может быть, он был суперменом, человеком с выдающимися физическими способностями? И когда из жития убеждаешься, что он был простым человеком, не готовил себя ни к каким подвигам, то понимаешь, что без помощи Божией прожить такую жизнь невозможно. И это пример личности, обстоятельства жизни которой мы хорошо знаем, годы жизни которой мы хорошо знаем, современников мы хорошо знаем. Убеждаешься, что Бог присутствовал в жизни святого Александра. Поэтому не было у него страха болезни, одиночества, голодной смерти. Ничего не было в сознании святого Александра, кроме стремления быть ближе к Богу. И понимал святой преподобный отец наш, что чем дальше от людей, тем ближе к Богу, потому что, чтобы увидеть Бога, надо жить тихо, ограждая себя от суеты. И он принял на себя… для нас это подвиг, а для него - большая человеческая радость".

"Сегодня вспоминают также святую преподобную Марию Египетскую, - продолжил Патриарх Кирилл. - Ведь тоже удивительно: молодая женщина, ведшая греховную жизнь, уходит в пустыню. Она себя ни минуты, ни дня не готовила к этому. Никакого испытания своих возможностей, никакой физической подготовки - просто решила в один момент перейти Иордан и уйти в пустыню, не имея ни запасов пищи, ни одежды - ничего. И она провела там долгие годы, и сподобилась того, что ее плоть изменилась. И она, как свидетельствует старец Зосима, перешла Иордан как посуху. Наверное, кто-нибудь из искушенных современных людей, читая страницы жития преподобной Марии Египетской, скажет: "Легенда! Не могло такого быть!" Всем этим людям я советую приехать в Александро-Свирский монастырь и приложиться к теплым нетленным мощам преподобного Александра. Ну, не верят люди, что могла Мария Египетская ходить по воде как посуху, - посмотрите на эти нетленные мощи, изученные вдоль и поперек, но ученые не имеют ответа на вопрос, почему в условиях нашего сырого северо-западного климата мы имеем это абсолютное нетление. И когда я сегодня прикладывался к руке преподобного Александра Свирского, я почувствовал теплоту тела преподобного, такую же, как и в моем, живом организме. Это не закоченевшая, иссохшая мумия, это как бы живое тело человека, умершего так давно. Что же это за явление такое - Мария Египетская, преподобный Александр Свирский? Совершенно очевидно, что люди победили самих себя. Они сумели овладеть самым важным искусством и постигли самую высокую мудрость - достигли полного управления самим собой. Они управляли своим телом, они подчиняли себе стихии плотские. Господь вложил в нас природные силы, которые могут быть и добрыми, и злыми. И мы знаем, что наши чувства имеют материальную основу. Но как работают эти чувства, зависит уже не от процессов, происходящих в организме, а от нашей воли, нашей способности управлять этими силами. Мы можем говорить о праведном гневе и о гневе - сильнейшем проявлении человеческой злобы. А любовь? Она может быть либо святой, либо греховной. И так можно сказать о любом проявлении человеческих чувств, о любых поступках. Можно собирать средства, чтобы строить обители, делать добрые дела, а можно - чтобы потакать своим прихотям и желаниям. А страх может быть святым страхом Божиим, может быть защитной реакцией организма при приближающейся опасности, а может быть разрушающей и парализующей наш дух силой. Святые преподобные, о которых мы с вами размышляем, силою своего ума, силой своей глубочайшей веры, силой молитвы, а через молитву - силой благодати Божией управляли своим телом, своим естеством, достигнув невероятных высот. И потому одна переходила через Иордан, а другой, вопреки всем современным знаниям о том, чем должно быть спустя сотни лет после смерти человеческое тело, среди нас почивает своими нетленными и теплыми мощами. В пятое воскресенье Великого поста, размышляя о подвиге преподобной Марии Египетской, о жизни преподобного Александра Свирского, мы должны задать себе вопрос, почему у нас-то так не получается. Почему мы так зависим от внешних обстоятельств, почему теряем спокойствие, подвергаемся страхам, унынию, отчаянию, при этом вовсе не находясь за сотни километров от человеческого жилья, а живя в мегаполисах, окруженные обстоятельствами, которые нас оберегают помимо наших заслуг. Мы - современные люди, мы пользуемся обстоятельствами и условиями жизни, которые уж никак не дадут человеку просто так умереть - от голода, от холода, от жажды, от нападения диких зверей. И как мало нужно, для того чтобы выбить нас из жизненной колеи. Многие, не находя выхода из жизненных обстоятельств, руки на себя накладывают. Вот бы этим людям рассказать о Марии Египетской и преподобном Александре Свирском! Может быть, пример этих святых людей остановил бы их от отчаянного и губительного шага".

"В Церкви история - не мертвый груз, в Церкви история оживает. Для нас Александр Свирский - это не далекий персонаж XV - начала XVI века. Это наш современник, он вместе с нами. Он член нашей Церкви, он сегодня присутствует вместе с нами. Для нас примеры святых угодников - это не хрестоматийные примеры из истории, из литературы, это - живые люди, с которыми мы устанавливаем молитвенную связь, к которым мы обращаемся с молитвой и которые нам на эту молитву отвечают. Преподобный отче Александре, игумен Свирский, моли Бога о нас! Святая преподобная мать наша Мария Египетская, моли Бога о нас! Святые угодники Божии, поддержите нас, слабых и немощных людей XXI века, укрепляя в нас веру и благочестие, помогая достичь хотя бы сотой доли вашей духовной красоты!" - завершил свою проповедь Предстоятель.

Патриарх Кирилл выразил благодарность владыке Мстиславу, братии монастыря, владыке Лукиану (Куценко), который несет свое послушание на Амуре, и всем, кто принимал и принимает участие в возрождении монастыря. Святейший передал в дар монастырю выкупленный российским предпринимателем и благотворителем Вадимом Жимировым старинный образ преподобного Александра Свирского. "Это почти прижизненный образ преподобного Александра Свирского. Вы знаете, что он был прославлен после своей смерти очень быстро, как ни один другой святой русской земли, потому что все знали, что это святой человек. Эта икона была написана при жизни митрополита Макария, который прекрасно знал преподобного Александра, поэтому мы можем утверждать, что на этой иконе передан реальный облик святого. Эта икона в годы лихолетья оказалась за границей, и Вадим Николаевич выкупил ее. Он попросил передать образ в обитель, чтобы он всегда находился здесь как одна из святынь монастыря". Кроме того, Святейший Патриарх Кирилл передал в обитель старинный напрестольный крест, подаренный благочестивым прихожанином, а от себя - икону Спасителя.

Были оглашены Патриаршие указы о награждениях.

Предстоятель Русской Православной Церкви также поблагодарил за труды на благо Церкви присутствовавших на богослужении губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко и вице-губернатора Санкт-Петербурга Игоря Дивинского.

Монастырь был основан преподобным Александром Свирским в конце XV века. Еще при жизни основателя обитель складывалась как два связанных друг с другом, но независимо расположенных комплекса: Троицкий с братскими кельями и Преображенский - рядом с кладбищем. Их связывает дорога, идущая вдоль озера. Осенью 1918 года монастырь был захвачен и разграблен чекистами, настоятель архимандрит Евгений (Трофимов) расстрелян. В годы советской власти обитель использовали под Свирьлаг, детский и инвалидный дома. Некоторое время в здесь располагался техникум, а в Троицком комплексе с 1953 года находилась психбольница. Восстановление обители началось в 1997 году и продолжается по сей день.

ИА "Вода живая",
17.04.16