Новости Санкт-Петербургской митрополии

11 Октября 2016
Международный научно-творческий симпозиум "Бражниковские чтения" открылся 10 октября в конференц-зале Санкт-Петербургской консерватории имени Николая Римского-Корсакова.

Бражниковские чтения проходят при поддержке министерства культуры РФ рамках федеральной целевой программы "Культура России (2012-2018)". В этом году симпозиум посвящен 1000-летию русского монашества на Святой горе Афон и восточнохристианской певческой традиции.

Участники симпозиума - ведущие специалисты из России, Сербии, Белоруссии, Финляндии и США.

Симпозиум начался с панихиды по трудникам, на ниве церковного пения просиявшим, которую отслужил настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургской консерватории протоиерей Виталий Головатенко.

"Панихиды служатся регулярно с 1995 года, сведения о тех, кто занимался церковным пением, разыскиваю я лично, - объяснил отец Виталий в беседе с корреспондентом "Воды живой". - Что-то мне приносят, но это жалкие крохи. Сижу в библиотеках, роюсь в справочниках. Скольких человек мы поминаем, сказать не могу, не считал; познакомиться с составленным мною синодиком может любой желающий на сайте нашего храма".

Среди тех, кого отец Виталий поминает на панихидах, - люди разных эпох и разной степени известности: от прославленных композиторов Дмитрия Бортнянского, Николая Римского-Корсакова, Петра Чайковского до никому не известных певчих, от которых остались только имя и прозвище. Есть в синодике и имена наших современников: основателя казачьего хора Сергея Жарова, диакона Сергия Трубачева, архимандрита Матфея (Мормыля).

Вступительное слово перед началом научных заседаний симпозиума произнес и. о. ректора Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Алексей Васильев. Он подчеркнул, что изучение древнего певческого искусства - одно из приоритетных научных направлений в Санкт-Петербургской консерватории. Ежегодно слушатели Бражниковских чтений знакомятся с новыми шедеврами русского мелоса, расшифрованными специалистами кафедры древнерусского певческого искусства. "Я горжусь тем, что в нашей Консерватории есть такая кафедра", - сказал и.о. ректора.

Проректор по научной работе Наталия Брагинская отметила, что тематика Бражниковских чтений отражает значимые даты: 1025-летие Крещения Руси, 70-летие Великой Победы. Нынешняя дата, 1000-летие русского монашества на Афоне, пересекается с тематикой перекрестного года Греции и России, поэтому прозвучит много докладов, посвященных певческой культуре Греции.

В первый день состоялись заседания "Восточнохристианская певческая традиция: Греция - Балканы - Русь" и " Образ Афона в богослужебном пении".

Вечером того же дня прошел мастер-класс "Певческое наследие Византийской церкви - афонская традиция", который провел художественный руководитель сербского византийского хора "Моисей Петрович" Никола Попмихайлов (Белград).

Начало Бражниковских чтений было положено в апреле 1974 году в стенах Ленинградской консерватории на конференции, посвященной памяти выдающегося ученого, педагога, композитора, основоположника научного направления русской музыкальной медиевистики, профессора Ленинградской консерватории, доктора искусствоведения Максима Викторовича Бражникова (1902-1973) по инициативе его учеников. С 1996 года в составе организаторов симпозиума - отдел рукописей Российской национальной библиотеки, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, отдел рукописей Библиотеки Российской академии наук. Конференция получила статус международного научно-творческого симпозиума и проводится ежегодно. В конце 1980-х Бражниковские чтения были посвящены 1000-летию Крещения Руси, в 2014 году - 700-летию преподобного Сергия Радонежского, а в 2015-м - равноапостольному князю Владимиру. По материалам симпозиума издано более десяти сборников научных работ.

ИА "Вода живая",
10.10.16