Новости Санкт-Петербургской митрополии

21 Февраля 2017
Епархиальный журнал "Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник" возобновил традицию проведения встреч, посвященных обсуждению важных вопросов церковной жизни. В актовом зале просветительского центра при Феодоровском соборе 20 февраля состоялся "круглый стол" на тему "Что такое современное миссионерство?".

В президиум вошли настоятель Феодоровского собора, председатель епархиального информационного отдела протоиерей Александр Сорокин, председатель епархиального миссионерского отдела протоиерей Георгий Иоффе, председатель епархиального издательского совета игумен Силуан (Туманов) и председатель отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской епархии иерей Николай Святченко. Ведущим круглого стола стал клирик Феодоровского собора иерей Алексий Волчков.

В обсуждении также приняли участие помощники благочинных епархии по миссионерской работе, представители апологетического центра "Ставрос" и движения "Атриум" под Покровом", представители епархиальных отделов и приходов.

Отец Алексий напомнил присутствующим, что 27 марта 2007 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был утвержден документ "Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви", разработанный Синодальным миссионерским отделом Московского Патриархата. Сразу за этим последовали обсуждения и дебаты в церковной среде, начали вести активную деятельность известные спикеры-миссионеры - протодиакон Андрей Кураев, иерей Даниил Сысоев, протоиерей Олег Стеняев и другие.

"Что изменилось в православной миссии за прошедшие после принятия "Миссионерской концепции" десять лет? Каковы цели и задачи современной миссии? Для чего в епархии введены новые должности - помощники благочинных по миссионерскому служению? Какое место в миссионерском служении занимает антисектантская деятельность?" - над этими вопросами отец Алексий предложил поразмышлять спикерам "круглого стола".

Протоиерей Георгий Иоффе напомнил, что истоки миссионерского движения в современной России возникли раньше, чем была принята "Миссионерская концепция": в 1995 году была принята "Концепция возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви". В документе были обозначены основополагающие понятия миссионерской деятельности Церкви, но, как отметил отец Георгий, в 1990-е миссия как массовое церковное движение не развивалась.

"Мне довелось участвовать в двух последних миссионерских съездах, - рассказал он. - Началось все с выступления Святейшего Патриарха Кирилла, когда он обозревал зал Церковных Соборов храма Христа Спасителя, отложил свою заготовленную речь в сторону и начал нас ругать. Он спросил, почему не видит здесь переполненного зала, а только заполненного на четверть. Миссионеры должны огромной толпой приезжать на съезд, чтобы вразумиться и понять, для чего мы существуем. Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, председатель Синодального миссионерского отдела, каждый раз немного терялся и отвечал, что мы делаем все, что можем. Может быть, причина в том, что до сих пор концепция миссионерской деятельности представляет собой только ряд направлений, которые свойственны Церкви как богочеловеческому организму и как организации".
Протоиерей Георгий Иоффе подчеркнул, что за десять лет был принят ряд общецерковных документов, касающихся миссии, но до сих пор не прояснен главный вопрос: что можно назвать миссией. Ведь в широком смысле слова миссия - это любое дело Церкви, и в храме, и за его пределами. Существует мнение, что достаточно создавать на приходах подлинно евхаристические общины, которые будут сплачивать людей. Тем не менее, священноначалие призывает создавать структуры, ориентированные в том числе и на миссионерское служение. По четырем направлениям - миссионерскому, социальному, молодежному и катехизаторскому - созданы образовательные стандарты, на базе духовных школ обучаются люди. При этом, как отметил отец Георгий, плановость и отчетность порой очевидно вредят живой деятельности. Кроме того, за прошедшие со времени принятия "Миссионерской концепции" десять лет общественно-церковная ситуация очень сильно изменилась, активизировались различные общественные силы, враждебные Церкви. Среди последних по времени примеров - организованная такими силами политическая кампания по противодействию передаче Церкви Исаакиевского собора.

"Насколько адекватно мы можем реагировать на вызовы последних лет? Ведь реакция может быть разного рода: можно становиться в позицию жесткого противостояния и пользоваться государственным законом о защите прав верующих, а можно действовать как-то иначе. Этого нового языка общения Церкви с обществом пока нет, он в каждом случае индивидуален, он зависит от человека, который имеет возможность выступить в СМИ. Это может быть общение с глазу на глаз, в просветительских центрах при приходах, уличная проповедь и другие формы. Очень важно понять, как нам жить здесь и сейчас", - сказал отец Георгий.

Протоиерей Александр Сорокин добавил, что самым лучшим миссионерством является существование, развитие и процветание евхаристической общины - особенно в наше время, когда под миссионерством понимают что-то агрессивное и настойчивое.

"Существование общины как таковой, где общаются не только в молитве, но и в гораздо большем диапазоне, - это лучшая форма миссионерства. Полезно задаться вопросом: как на заре христианства шла проповедь? Каким образом, за счет каких механизмов стремительно распространялось христианство? Наверное, за счет того, что все постепенно узнавали, как хорошо в Церкви, а не за счет захватов, требований и выступлений с позиции силы", - отметил отец Александр.
Иерей Николай Святченко рассказал об особенностях миссии в Гатчине. Обстановка в городе направляет миссию скорее в социальное русло: кормление неимущих, помощь в трудных ситуациях, организация НКО в сфере реабилитационной деятельности и тому подобное.

"Через помощь ближнему мы свидетельствуем о Христе без агрессии и нажима и даем людям возможность сделать собственный выбор, поскольку подлинное исцеление от психосоматических недугов невозможно без помощи Божией и возрождающей благодати. Кроме этого мы используем все прочие традиционные формы миссионерской деятельности - как внутри прихода, так и вне его. Евхаристическая община остается главным потенциалом, она может и должна заниматься не только миссией, но и социальной, молодежной и катехизаторской деятельностью. При этом очень важно, чтобы сама община приходила все к большему пониманию, что приход - это не только административная единица, это прежде всего - люди, которые имеют от Бога различные дары для служения Церкви, и важно развивать и приумножать свои таланты", - подчеркнул отец Николай.
"Независимо от того, где мы общаемся с людьми - в реальной жизни или социальных сетях, надо отдавать себе отчет в том, что Церковь - это богочеловеческий организм, а значит, в значительной степени - человеческий, следовательно, неоднородный. И обычно миссионерам приходится расплачиваться за грехи других людей, - сказал игумен Силуан (Туманов). - Один известный миссионер однажды привел хороший пример того, как люди, занимающиеся миссией в Церкви, стараются вырвать человека из общества и привести его к порогу храма. Но когда человек входит в храм, то он не узнает ту Церковь, о которой ему проповедовали, не видит там ничего себе близкого. Мне кажется, задача миссионера состоит в том, чтобы человека привести не в какой-то конкретный приход, не к какому-то конкретному священнику, а привести человека ко Христу, провести его между Сциллой и Харибдой, между индивидуализмом (когда человек ходит в храм только потому, что ему приятно, там его зона комфорта) и партийностью, когда люди "дружат против кого-то". Отец Александр сказал фразу о том, что люди должны чувствовать себя в Церкви хорошо, и если они чувствуют себя хорошо, тогда собираются вместе. Но если мы вспомним о первых веках существования Христовой Церкви, то увидим, что людей вытаскивали из общества с помощью совсем других слов. Апостолы говорили: "Люди, мир гибнет! Мир совсем погибает, миру плохо, и единственная возможность спастись - прийти к нам, Иисус вас спасает". На фоне войн, чумы, голода, мора, землетрясений - это совершенно замечательный миссионерский ход. А вот когда человек спокоен, у него более или менее все благополучно в жизни, как его привести ко Христу? Как ему напомнить, что Христос - Спаситель и его тоже, а не только тех, кто живет в состоянии войны? Надо стараться говорить от человека к человеку, тогда любая деятельность миссионера будет обречена на успех, если у него есть вера".

Отец Силуан отметил, что ситуация вокруг передачи храмов в Санкт-Петербурге показала, что обе стороны не слышат друг друга; особенно грустно смотреть на христиан, которые вместо слов любви прибегают к ругани как средству разрешения спора.

"В это воскресенье владыка Амвросий сказал довольно глубокое и примиряющее слово, и оно было услышано многими. До этого тоже было сказано много серьезных, глубоких и аргументированных высказываний, но многие не захотели их услышать. В чем причина того, что современный миссионер говорит красивые, глубокие и правильные слова, имея веру и будучи неглупым человеком, но при этом его не слышат в современном обществе - те, к кому он и обращается? Это вопрос, который я оставляю без ответа. Я глубоко убежден, что сегодня самое приоритетное направление миссии - это внутренняя миссия, обращение к тем, кто уже принял христианство, но по тем или иным причинам не торопится становиться христианином, потому что не видит, что христианами стали мы сами", - заключил игумен Силуан (Туманов).
О примере успешной миссионерской деятельности в Санкт-Петербургской епархии рассказал один из основателей молодежного движения "Атриум" Александр Антонюк: ребята проводят библейские беседы, выходят на уличную миссию, организуют концерты и участвуют в проведении форума "Уроки апостолов теперь и всегда". Раздают они и листовки на массовых мероприятиях и на улицах. Там содержится информация об исповеди и причастии, рассказывается, какие существуют заповеди и в чем заключаются грехи против них. Главная задача, по словам Александра, - привести человека к священнику на исповедь или крещение.

О деятельности православного апологетического миссионерского движения "Ставрос" и опыте проведения православной миссионерской конференции в Иоанно-Богословском Череменецком мужском монастыре рассказал один из участников движения, бывший адепт свидетелей Иеговы Артем Григорян. Главное направление работы "Ставроса" - мировоззренческая дискуссия между сектантами и православными.

"Мы занимаемся апологетическими исследованиями православия перед лицом всевозможных вызовов, которые генерируются в сектантской среде. Сектанты создают огромное количество мифов о православии и спекулируют тотальным незнанием веры в среде православных христиан. Это основная причина, почему люди попадают не в Православную Церковь, а в деструктивные культы", - отметил Артем Григорян.

После выступлений спикеров началось обсуждение, слушатели задавали вопросы и предлагали темы для дискуссии. Помощник настоятеля Феодоровского собора по миссионерской деятельности Сергей Романов рассказал о работе на приходе: евангельских чтениях по воскресеньям, выпуске газеты "Вечный зов" и миссионерской брошюры "Живи". Диакон собора святого апостола Андрея Первозванного на Васильевском острове Алексий Иванов, участвующий в марафонских забегах, поделился идеей проводить миссионерскую работу во время забегов и других спортивных мероприятий. Была обсуждена возможность миссионерской работы в условиях действия "закона Яровой", вступившего в силу в июле 2016 года и усиливающего регулирование религиозно-миссионерской деятельности. Иерей Алексий Волчков подвел итоги "круглого стола", отметив, что миссия бывает разной, и нужно в меру своих талантов служить Богу, быть соратниками, соработниками, а не оппонентами.

ИА "Вода живая",
20.02.17