Новости Санкт-Петербургской митрополии

14 Ноября 2017
В нижнем храме собора Феодоровской иконы Божией Матери 12 ноября прошла творческая встреча с регентом и церковным композитором, руководителем Праздничного и сестринского хоров Свято-Елисаветинского монастыря в Минске монахиней Иулианией (Денисовой).
Встречи с монахиней Иулианией (Денисовой) прошли в Феодоровском соборе

Встреча прошла в формате ответов на вопросы: "Темы, на которые можно поговорить с монахом, регентом, музыкантом, многочисленны; когда отвечаешь на вопросы, знаешь, что говоришь о том, что действительно интересует слушателя", - сказала мать Иулиания.

Среди присутствующих немало было тех, кто поет на клиросе, поэтому вопросы часто касались специфических проблем церковного пения. Например, мать Иулианию спросили, почему на спевках хор поет лучше, чем во время службы. Она ответила, что причин тому множество: от банального волнения до того, увы, печального факта, что на спевке всегда кто-то отсутствует, а ошибки одного человека сказываются на звучании всего хора.

Спросили ее и о том, как реагировать, если во время службы кто-то фальшивит. Она ответила, что если человек фальшивит, с ним надо специально заниматься; когда делаешь замечания, необходимо учитывать, какой человек перед тобой: "По моим наблюдениям, профессиональные музыканты гораздо спокойнее реагируют, чем любители, поэтому певчим Праздничного хора могу сделать замечание в жесткой форме, а с сестрами надо быть осторожнее: лучше пожертвовать чистым аккордом, но сохранить хорошие отношения".

На вопрос, как собрать хор, мать Иулиания ответила, что лучше начать с двух-трех своих друзей, не нужно собирать двадцать человек, а потом отсеивать, ведь это живые люди. "Если вы регент, начинайте дружить с хором: праздновать дни рождения, хвалить, если пели хорошо".

Монахиню Иулианию спросили, как она относится к традиции общенародного пения в храме, широко распространившейся в ХХ веке, а также к тому, что часто миряне подпевают хору. Она ответила, что относится к общенародному пению настороженно: "Оно фальшиво, как ни крути. Ведь это не какая-то новая традиция, так уже не раз было в Церкви; общеизвестно, что за профессиональный хор выступал в IV веке святитель Иоанн Златоуст. Кто-то говорит: "Я не могу молиться, если не пою". Ну, значит, нужно найти храм, где это принято, такие храмы есть. Но вообще, если во время службы над твоим ухом кто-то громко подпевает, службу у тебя украли". Она подчеркнула, что в хоре не должно быть слышно отдельных голосов: "Хор не терпит индивидуальностей, хор - это единство во множестве". Поэтому профессиональные оперные певцы-солисты на клиросе - часто не находка, а проблема.

На вопрос, как, по ее ощущениям, изменилась церковная жизнь, мать Иулиания ответила: "Сейчас время кризиса. С момента возрождения церковной жизни прошло тридцать лет, это целый период. Так много накопилось хорошего, но мы не знаем, что с этим делать. Как в мультфильме про крокодила Гену: "Мы стоили, строили - и, наконец, построили! Ура" А дальше что? Почему мы не зажили такой духовной жизнью, о какой мечтали? Духовная жизнь не должна останавливаться, человеку свойственно строить. Сейчас много внимания уделяется монашеству, монастырям: проходят съезды, конференции. Нужна традиция, нужно старчество... Подождем, посмотрим, что будет дальше. Мне кажется, сегодняшний спад - временное явление, потом начнется следующий "виток спирали"..."

Много было вопросов и о том, под воздействием каких обстоятельств героиня встречи избрала монашеский путь. Мать Иулиания рассказала, что большую часть жизни была неверующей, даже занималась астрологией. Уверовала в Бога во время тяжелой болезни младшего сына. Ребенок чудом исцелился. Вскоре после этого музыковед Ирина Денисова стала петь в хоре Петропавловского собора - оказалось, что бывшая одноклассница Елена там служит регентом. Десять лет Ирина служила в этом соборе сначала певчей, потом и регентом. И вдруг в какой-то момент осознала, что необходимо изменить свою жизнь, полностью посвятить ее Богу. Монахиня Иулиания подчеркнула, что не нужно уходить в монастырь из-за несчастной любви или "от одиночества" - если человек сомневается, нужно ли ему в монастырь, он может целомудренно жить в миру - и привела слова апостола Павла: "Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я" (1Кор. 7:7), а апостол Павел не был ни женатым, ни монахом, а просто целомудренным человеком. Если человек думает, какой монастырь избрать, нужно поездить, посмотреть. Главное - "почувствовать призыв".

На вопрос, не мешает ли творчество, концертная деятельность монашескому уединению, не способствует ли известность тщеславию, мать Иулиания ответила, что занимается концертной деятельностью по благословению духовника, а тщеславие не зависит от того, чем ты конкретно занимаешься: можно гордиться, даже если моешь полы.

Прозвучал и общий вопрос - насколько необходима музыка на богослужении. Мать Иулиания напомнила евангельский эпизод: сразу после Тайной вечери, где было установлено Таинство Причащения, Иисус и ученики "воспев, пошли на гору Елеонскую" (Мк. 14:26).

"Если Христос воспел, почему мы не должны петь? - задала она риторический вопрос. - Пение более доходчиво, чем просто слова. Музыкально оформленный звук проникает в душу; надо и на душу воздействовать, а не только на разум".

На следующий день, 13 ноября, в верхнем храме состоялась открытая спевка под руководством монахини Иулиании.

Инокиня Иулиания (Ирина Денисова) родилась 6 сентября 1957 года, окончила Ленинградскую консерваторию. Вырастила троих детей, получила признание в мире музыки. В ноябре 2007 стала послушницей, а затем приняла монашеский постриг с именем Иулиания в Минском Свято-Елисаветинском монастыре. О ней сняты фильмы "Регент" и "Инокиня". Дирижер, композитор, лауреат многочисленных фестивалей, автор более 150 песнопений и гармонизаций.

ИА "Вода живая",
13.11.17