Заключительная лекция цикла "Древние тексты в современном мире" прошла 24 июня в доме причта при соборе Феодоровской иконы Божией Матери. Преподаватель кафедры библеистики МДА, сотрудник ОЦАД имени святых Кирилла и Мефодия Максим Калинин выступил с лекцией "Библейская экзегеза в восточносирийской мистике. Исаак Сирин и Иосиф Хаззайя".
Руководитель культурно-просветительский проекта "Древние тексты в современном мире" иерей Алексий Волчков, приветствуя собравшихся, напомнил, что лекции проходили с сентября 2017-го по июнь 2018 года, включал лекции и языковые занятия (библейский иврит, греческий язык Нового завета). Планируется создание сборника учебных текстов.
Максим Калинин назвал древнехристианскую сирийскую традицию одним из наиболее сильных духовных движений исторического христианства. Он объяснил, что Сирия первых веков христианства включала территории современной Сирии, южной и восточной Турции, весь современный Ирак. Название "Сирия" восходит к греческому топониму "Ассирия", обозначавшему регион северной Месопотамии.
"Именно Сирия являлась одним из очагов раннего христианства, там возникло слово "христианин" (Деян. 11:23) - это случилось в Антиохии, - напомнил докладчик. - Кроме того, в Сирии апостол Павел обратился ко Христу (Деян. 9), из Антиохии начинались три его миссионерские путешествия".
Было отмечено, что некоторые исследователи называют Евангелие от Матфея первым известным памятником сирийской христианской литературы, предполагая, что евангелист Матфей жил именно в Сирии.
Государство Осроэна - первое государство, принявшее христианство, это произошло в III веке. Считается, что христианство туда принес апостол Фаддей. В начале того же века окончательно оформилось разделение сирийского христианства на две ветви: западную (в пределах Римской империи) и восточную (в пределах Сасанидского Ирана). В конце III века государственной религией становится зороастризм, начинаются гонения на христиан.
Западносирийские христианские общины находились в юрисдикции епископа Антиохии, восточносириские христианские общины подчинялись епископу Селевкиии-Ктесифона.
В истории сирийского христианства большое значение имели две сирийские богословские школы: в Нисибине, самым известным преподавателем которой был преподобный Ефрем Сирин, и в Эдессе, которая была основана святым Ефремом после его переезда из Нисибина в 363 году.
На лекции присутствовали прихожане Феодоровского собора, студенты СПбГУ, учащиеся духовных школ, любители церковной истории.
"Древние тексты в современном мире" - культурно-просветительский проект, рассказывающий о духовной культуре древности в формате edutainment (education+entertainment, просвещение в легкой для восприятия, гостеприимной форме подачи). Адресован жителям Санкт-Петербурга, а также широкой аудитории русскоязычных пользователей сети Интернет. Лекторы - лучшие специалисты по истории библейской традиции, профессора из университетов и духовных учебных заведений, историки, филологи и богословы. Цель проекта - популяризация древних языков (библейский иврит, древнегреческий, славянский), а также просвещение в области истории духовных традиций древности. Лекция и ролик появились благодаря гранту президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов (заявка 17-1-003764). Проект реализован при поддержке кафедры библеистики филфака СПбГУ и епархиального информационного отдела. С видеороликами лекций и текстами выступлений можно ознакомиться на сайте проекта.