Новости Санкт-Петербургской митрополии

20 Февраля 2019
В рамках лектория "Предание.ру" в Свято-Владимирской школе Новодевичьего монастыря 19 февраля состоялась лекция иконописца Филиппа Давыдова "Золото в храме: мешает или помогает".

Лектор совершил экскурс в историю, рассказав, каковы причины появления в храмах золотых элементов отделки. Он напомнил, что при строительстве скинии Моисеем по велению Бога было использовано золото. Но дело было, подчеркнул лектор, не в ценности золота: оно рассматривалось как символ света. Золото начинает играть ключевую роль и в христианской атрибутике: Филипп Давыдов рассказал о появлении понятия "таинство золота", познакомил слушателей с трудами Сергея Аверинцева, который писал о золоте в системе символов ранневизантийской культуры.

"В первую очередь, золото символизирует свет и сияние, а из-за отсутствия прозрачности блеск золота соединен с его тяжестью. Оно одновременно совершенно непрозрачно и светоносно. И оба эти аспекта присущи небесному Иерусалиму, который описан в Евангелии через сравнение со стеклом и золотом. Можно судить о том, что символика золота важна и близка христианской традиции, но воплощается по-разному на Востоке и Западе. Византийские художники во множестве икон и монументальных изображений создавали фон из золотой смальты и сусального золота, в то время как западные художники делали витражи. Сусальное золото на мозаике или иконе принимает свет в себя и немедленно его отражает, а в стекле витражей воплощается принцип прозрачности, способности пропускать через себя", - говорит Филипп Давыдов.

Начало работы с золотом как материалом для создания произведений искусства было положено в эпоху Возрождения, когда художники начали все больше осознавать себя творцами и все меньше ремесленниками. Для церковного человека эпохи Средневековья золото было образом света и истины, божественной славы и энергии.

Образ современного художника в сознании ассоциируется с разными аспектами искусства, но лишь в последнюю очередь - с ювелирным мастерством. В наше время лучшие произведения ювелиров-дизайнеров можно назвать изысканным, но в них почти не остается места для возвышенной духовности.

По словам лектора, чтобы адекватно использовать золото сегодня в украшении убранства храмов, необходимо учитывать не только традиции прошлого, но и особенности современной культуры, в которой золото воспринимается иначе. Лектор говорит о богатой вариативности архитектурных стилей среди современных храмовых построек, но выделяет общие черты большинства "новоделов" - монументальность и величие.

Размышляя о стиле современных храмов, Филипп Давыдов отметил, что "золотые купола" для многих из нас - традиция. Но, с другой стороны, "парадное православие" не очень-то сочетается с памятью о годах гонений, о подвиге новомучеников и исповедников Церкви Русской.

По словам лектора, золото - один из наиболее активных компонентов украшения убранства храма, использовать его нужно аккуратно, не "утяжелять" облик храма. В храмовом пространстве важно не обилие золота само по себе, а то, насколько хорошо оно корреспондирует с другими элементами и подчиняется общему замыслу.

"Золото в храмовом убранстве считывается на разных уровнях восприятия: визуальном, историческом, символическом и богословском. Иконописец во многом выступает в роли богослова, воплощая Слово Божие в образах. Важно использовать золото как материал, позволяющий сделать образ многомерным, обогащая его всеми упомянутыми значениями. Нельзя забывать, что концепция интерьера храма создавалась веками, здесь каждый символ и образ наделены смыслом и объединены общей целью, и золото - лишь часть цельного образа", - подчеркнул иконописец.

Филипп Давыдов отметил, что в наше время архитекторы часто просто копируют исторические образцы; бывает, что по желанию настоятеля или благотворителя в убранстве соседствуют несочетающиеся элементы. Лектор призвал подходить к строительству и убранству храмов осмысленно, сохраняя принцип гармонии.

На сайте "Предание.ру" в разделе "Лекторий" размещена программа встреч и лекций, а также видеозаписи прошедших мероприятий. Просветительский проект рассчитан на широкие слои населения и открыт для всех.

ИА "Вода живая",
19.02.19