Новости Санкт-Петербургской митрополии

9 Августа 2019
Выставка Зураба Церетели "Познание добра" открылась 8 августа в Музее истории религии. Представлено более тридцати работ, выполненных в технике перегородчатой эмали, из Евангельского цикла ("Вход Господень в Иерусалим", "Крещение Господне", "Сретение", "Благовещение") и изображающих христианских святых. Дополнт экспозицию чеканные рельефные иконы и скульптура.

Директор музея Любовь Мусиенко на церемонии открытия подчеркнула, что монументальные работы в технике эмали художник создает, опираясь на древние традиции грузинского искусства, но с применением современных технологий.

Профессор Российской академии художеств Александр Чувин подчеркнул многогранность творчества мастера: он обращается к разным жанрам, техникам, в том числе и таким сложным, как эмаль. Работы несут тепло, одухотворенность, ощущается любовь, которую автор испытывает к тому, что изображает.

Ректор Института живописи, скульптуры и архитектуры Семен Михайловский отметил, что эмали - особая страница творчества Церетели, можно сказать, самая интересная страница. Работы наполнены солнцем, зритель с радостью узнает близкие и любимые евангельские сюжеты.

Директор ГМП "Исаакиевский собор" Юрий Мудров добавил, что выставка, безусловно, будет интересна зрителям, в том числе детям, которые учатся в студии горячей эмали при Исаакиевском соборе.

Монументальные композиции традиционны для эмальеров Грузии. Интерес к перегородчатым эмалям возник у художника в начале 1980-х. Отталкиваясь от техник традиционной грузинской школы, он экспериментирует, используя достижения мастеров европейских стран. Технические поиски сочетаются с интересом к христианскому искусству. Работы на евангельские темы одновременно декоративны и наполнены традиционными для иконы смыслами.

Если эмалевые иконы по форме близки к народному, наивному искусству, то бронзовые рельефы соединяют разные эпохи и стили. Например, иконы из триптиха "Спаситель. Святой Иоанн Предтеча. Ангел" композицией напоминают о средневековой русской иконе, а тонкой проработкой и детализацией - о церковном искусстве Синодального периода. В скульптурной композиции "Крещение Господне" игра с масштабами (фигуры Спасителя, Иоанна Предтечи и ангелов значительно больше, чем здание храма) характерна для традиционной иконописи и необычна для круглой скульптуры.

Выставка продлится до 10 сентября.

ИА "Вода живая",
08.08.19