Новости Санкт-Петербургской митрополии

Открылась выставка "Путь к святыне"

9 Октября 2019
Выставка "Путь к святыне. Традиции паломничества в религиях мира" открылась 8 октября в атриуме Музея истории религии.

На церемонии открытия директор ГМИРа Любовь Мусиенко рассказала, что на выставке представлены более двухсот экспонатов из фондов музея - это своеобразный рекорд. Есть там и предметы, переданные на время: например, настоятель католического прихода святого Станислава отец Кшиштоф Пожарский предоставил сувениры из паломничества в монастырь Сантьяго-де-Компостела. Многие экспонаты были отреставрированы для выставки; часть их выставляется впервые.

Хождение верующих к святым местам известно с глубокой древности. Целью могут быть как природные, так и рукотворные объекты. Выставка знакомит с многообразием феномена паломничества в различных религиях и культурах.

Христиане стали путешествовать к святым местам с IV века, когда христианство стало государственной религией Римской империи. Главными местами паломничества были Иерусалим и Вифлеем. Само слово "паломник" происходит от слова "пальма" и связано с обычаем привозить со Святой земли пальмовые ветви. Самая первая христианская паломница - равноапостольная царица Елена, открывшая многие святыне на родине Господа Иисуса Христа. На выставке представлена икона святых равноапостольных Константина и Елены.

На картине XIX века "Святой град Иерусалим (Топография Палестины)" изображены почитаемые христианами святые места и события, произошедшие в самом городе и его окрестностях. Здесь запечатлены события Священной истории: ветхозаветные сюжеты, символизирующие и предвосхищающие новозаветные события (явление праотцу Аврааму трех ангелов и жертвоприношение Авраама); сюжеты Нового Завета, мученичество апостолов и первых христиан; обретение христианских святынь при императоре Константине I Великом и богослужение в храме Гроба Господня. Центральное место на полотне занимает изображение храма Гроба Господня с его святынями. Как рассказала корреспонденту ИА "Вода живая" Светлана Семенова, старший научный сотрудник музея, ответственная за православную часть экспозиции, с уникальной иконы-карты в свое время делалось множество гравюр.

Интересная картина Максима Воробьева (1787-1855) "Пещера Рождества Христова в Вифлееме", написанная в 1836 году. Художник бывал на Святой земле, так что передал свои непосредственные впечатления. Первый храм Рождества над пещерой - местом рождения Иисуса Христа был построен императором Константином Великим и его матерью императрицей Еленой в 339 году. Современный вид пещера Рождества приняла к XII веку, и с тех пор он мало менялся. В 1717 году под престолом была помещена серебряная звезда, отмечающая место рождения Богомладенца.

В Средние века появились и другие места паломничества: Константинополь, Святая гора Афон, для западных христиан - Рим, Сантьяго-де-Компостела и другие места.

Первой паломницей на Руси считается святая княгиня Ольга, образ которой также представлен на выставке. Речь идет о ее путешествиях в Константинополь. Скорее всего, Ольга бывала там неоднократно, а во время второго путешествия была уже крещена - во всяком случае, византийский император принимал ее как равную.

Тему Афона на выставке представляет русская икона 1880 года "Богоматерь "В скорбях и печалях утешение" с Андреем Первозванным и Антонием Великим и видом скита Андрея Первозванного". На лицевой стороне текст: "Подобие св. чудотворной иконы пресвятые Богородицы, именуемые В скорбях и печалях утешение, находящаяся в Русском общеж. скиту св. Андрея Первозванного на св. Афонской горе...". Согласно преданию, древняя икона "В скорбях и печалях утешение" в XVII веке была привезена с Афона Константинопольским патриархом Афанасием в Россию, а затем увезена в Афонский монастырь Ватопед. В XIX веке, когда окончилось строительство Андреевского скита, митрополит Ватопеда передал икону русской обители. Свято-Андреевский скит был основан в 1841 году двумя русскими монахами из Белобережской Иоанно-Предтеченской мужской пустыни (Брянская область) - Виссарионом (Толмачевым) и Варсонофием (Вавиловым).

Светлана Семенова отметила, что православное паломничество можно подразделить на путешествие к святыням и к старцам. В частности, к старцам путешествовали на Афон, позднее - к преподобному Серафиму Саровскому, в Оптину пустынь. Тема старчества на выставке и представлена одним из повторений прижизненного портрета преподобного Серафима Саровского, по преданию, выполненным учеником преподобного иеромонахом Иоасафом (Толстошеевым).

Одним из мест паломничества стала Киево-Печерская лавра. Представленная икона Успения Божией Матери, выполненная в XIX веке, имеет первообразом чудотворную икону из Киево-Печерской лавры - одну из древнейших явленных икон. В Киево-Печерском патерике упоминается, что в X веке Богоматерь вручила икону четырем византийским зодчим и повелела им отнести ее из Константинополя в Киев и отдать преподобным Антонию и Феодосию Печерским. Перед этой иконой молился Петр Великий перед Полтавской битвой, а возвратившись, принес благодарение за помощь и победу.

Экспонируется впервые картина Ивана Богданова (1855-1932) "На богомолье в Хотьковский монастырь". Это даже не картина, а этюд к будущей картине; на ней изображены паломники, бредущие к монастырю. Покровский женский монастырь в городе Хотькове находится в десяти километрах от Троице-Сергиевой лавры. Верующие обычно посещают его перед паломничеством в Троице-Сергиевскую лавру. Это место также связано с памятью преподобного: здесь приняли постриг старший брат Сергия Радонежского Степан, а затем - и родители преподобного боярин Кирилл и его супруга Мария.

Большой образ преподобного Сергия Радонежского, выполненный в Москве в 1862 году, - копия иконы, находившейся на крышке раки преподобного Сергия. Рядом - необычная икона-картина "Моление у мощей преподобного Сергия", выполненная также в XIX веке: она изображает гробницу преподобного и молящихся рядом с ней священника и мирян. Есть на выставке и гравюра, изображающая общий вид Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Один из интереснейших экземпляров - пелена, покрывавшая раку преподобного Зосимы Соловецкого. Вышитая по шелку пелена - один из покровов, находившихся в XIX веке на раке святого Зосимы, - также экспонируется впервые и отреставрирован специально к выставке. Также представлены уникальные деревянные потиры из Соловецкого монастыря.

Светлана Семенова обращает внимание на стенд с паломнической литературой. Здесь есть книги русского путешественника Андрея Муравьева (1806-1874), который написал книгу о святых местах Палестины, а потом - "Путешествие по святым местам русским", возродив, по сути, древнерусский жанр хожения.

Одна из задач паломничества - не только самому побывать в святых местах, но и привезти с собой различные святыни, паломнические сувениры. Этой теме посвящено несколько стендов. Один из популярных сувениров, связанных с памятью преподобного Серафима Саровского, - расписанные сценами из его жития осколки камня, на котором молился преподобный. Интересно, что канонизировали его только в 1903 году, но почитание началось сразу после его смерти, и от камня-валуна, на котором молился святой, с самых ранних пор паломники откалывали куски. Интересны фотографии паломников, сделанные в 1903 году во время торжеств, посвященных прославлению святого Серафима Саровского. В одной из витрин хранится пальмовая ветвь, приведенная из Иерусалима в начале ХХ века. Это центральный экспонат, связанный с паломничеством. Есть и современные сувениры - крестики и свечи из Иерусалима, "сухарики батюшки Серафима" из Дивеевского монастыря.

Выставка продлится до 1 декабря.

ИА "Вода живая",
08.10.19