Новости Санкт-Петербургской митрополии

18 Октября 2019
Картина Михаила Нестерова "Святая Русь" после комплексной реставрация 18 октября представлена в Садовом вестибюле Русского музея. Работа над нею началась 21 марта и завершилась 8 октября. Проведенные реставрационные мероприятия позволили обеспечить дальнейшее стабильное состояние и сохранность произведения. Проект реализован при поддержке ПАО "Газпром".

Заместитель директора Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Ольга Бабина отметила, что посетители музея, видевшие картину в экспозиции, не догадывались, что она была "хронически больна". "Впервые внешне благополучная работа ушла в реставрацию, - сказала она. - Картина важна для музейного сообщества, после реставрации она будет задействована в выездных выставках, а раньше была "невыездной".

Реставрацию осуществили художники-реставраторы Ольга Кленова, Наталия Романова и Марат Дашкин. Создан фильм об их работе, который демонстрируется на выставке. О тонкостях процесса рассказывают и фотографии.

"Русская земля выбрана Господом для спасения - эта тема проходит через все творчество Михаила Нестерова", - сказала заместитель директора Русского музея по развитию и связям с общественностью Анна Цветкова на церемонии открытия.

Заместитель директора по научной работе Евгения Петрова добавила: "Это праздник реставраторов и всего музея. Проделана гигантская работа, и сейчас мы видим: картина зажила, задышала, у нее появился цвет, свет".

"Картина сильно нагружена красочными слоями: художник работал над ней в течение шести лет, делал перерывы, вновь возвращался к работе, - рассказала в беседе с журналистами реставратор Наталия Романова. - Связь между этими красочными слоями ослабла, и со временем краска стала отслаиваться. Нам надо было решить главную задачу - восстановить эту связь. Периодически мы выявляли очаги расслоений, проводили профилактические мероприятия, но скоро стало понятно, что нужна комплексная реставрация. Сложность была связана и с переносом картины. Помещение нашей мастерской находится выше на три этажа, туда ведет узкая лестница. Перенос больших произведений осуществляется с помощью накрутки на вал. Но в связи с критическим состоянием красочного слоя накрутить картину на вал было невозможно. Поэтому было принято решение перенести ее в помещение, находящееся близко от экспозиционного зала. Дирекция решила на время реставрации закрыть 86-й зал, там широкие дверные проемы, и картину можно было перенести, не снимая с подрамника. Когда мы исследовали картину в ультрафиолетовых лучах, увидели, что она переписывалась достаточно часто. Но поскольку было известно, что художник неоднократно возвращался к работе, мы предположили, что эти записи принадлежал автору. Было произведено исследование, какая часть чужеродная, а какая авторская. Выяснилось, что большая часть принадлежит самому Михаилу Нестерову, но по краям были более поздние записи, которые призваны были скрыть появляющиеся со временем дефекты. В ходе реставрации мы их удалили. Мы обеспечили сохранность картины на долгие годы".

Идея создания картины "Святая Русь" родилась у Михаила Нестерова Михаила Нестерова (1862‒1942) в конце 1890-х годов. Большое значение в осуществлении замысла картины имели творческие поездки художника на Соловки. В одном из писем Нестеров так описывал будущее произведение: "Среди зимнего пейзажа идут-бредут и стар и млад со всей земли. Тут всяческие ''калеки'', люди ищущие своего Бога, искатели идеала, которыми полна наша ''Святая Русь''. Навстречу толпе, стоящей у врат монастыря, выходит светлый, благой и добрый Христос с предстоящими ему святыми Николаем, Сергием и Георгием". Картина, впервые показанная на персональной выставке в 1907 году в Санкт-Петербурге, вызвала неоднозначную реакцию, хотя сам художник считал, что этим произведением, как и всем своим творчеством, он вносит успокоение в общество, взбаламученное революционными событиями. Картина понравилась императору Николаю Второму, но получила отрицательную оценку Льва Толстого. Прямо с выставки произведение было куплено для музея Императорской академии художеств. В 1909 году картина была отправлена на международную выставку в Мюнхен, где получила золотую медаль I степени и была воспроизведена во многих зарубежных изданиях. В 1921 году картину "Святая Русь" передали на хранение в Русский музей, где она заняла место в основной экспозиции. В конце 1920-х в связи с усилением антирелигиозной пропаганды произведение было убрано в фонды, где находилось до конца 1980-х, когда снова заняло место в постоянной экспозиции.

До 4 ноября картина будет демонстрироваться в Садовом павильоне, после чего вновь займет прежнее место в экспозиции.

ИА "Вода живая",
17.10.19