Новости Санкт-Петербургской митрополии

17 Ноября 2019
Картина Сандро Боттичелли "Мадонна делла Лоджиа" из Галерей Уффици (Флоренция) 16 ноября временно заняла место в зале Леонардо да Винчи в Эрмитаже. Вместе с картиной Боттичелли представлена греческая икона второй половины XV века "Богоматерь с Младенцем (Умиление)" из фондов Эрмитажа, которая демонстрируется впервые.

До того как приехать в Санкт-Петербург, картина Сандро Боттичелли экспонировалась в Приморской государственной картинной галерее Владивостока - экспозиция была значимой частью культурной программы V Восточного экономического форума. В городе на Неве она демонстрируется в рамках VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума. Картина Ботичелли и икона "Умиление" представлены в зале Леонардо да Винчи на время отсутствия там шедевров великого мастера: в Год Леонардо Эрмитаж предоставил итальянским музеям право показать на временных выставках "Мадонну Бенуа" и "Мадонну Литта".

"Мадонна делла Лоджиа" - одна из ранних работ Боттичелли, написана маслом на дереве в 1467 году, в период обучения художника у фра Филиппо Липпи. Размер картины 72×50 см. Картина необычна тем, что Мадонна с Младенцем изображены на фоне лоджии, что и определило ее название. Соседство византийской иконы не случайно: Ботичелли также следует сформировавшемуся в Византии иконографическому типу "Гликофилуса" (по-гречески - "сладко любящая" или "сладкое лобзание"; в русской традиции он обычно называется "Елеуса" - "Умиление"). Среди православных икон самым известным примером этого иконографического типа стала Владимирская икона Божией Матери.

Еще одно сближение - картина Ботичелли поступила в собрание Галерей Уффици от великого герцога Пьетро Леопольдо Габсбург-Лотаринского, который первым в Европе собрал коллекцию древнерусских икон.

Выставка рассказывает о двух путях развития живописи, представляя два параллельно существовавших направления - "maniera greca" и "maniera latina" (эти термины появились в XV веке в профессиональной среде художников и антикваров). При этом византийская иконопись оказала огромное влияние на итальянское изобразительное искусство, поскольку после падения Византийской империи в 1453 году большинство греческих иконописцев переселились именно в Италию. И хотя Сандро Ботичелли не был напрямую знаком с византийской традицией, она опосредованно не могла не оказывать влияния на его творчество.

В облике ботичеллиевой Мадонны бросается в глаза задумчивость: Богоматерь погружена в свои мысли, а Младенец нежно обнимает Ее за шею и словно читает Ее мысли. В иконе греческого мастера центральной темой стала скорбь, предчувствие крестной жертвы; Младенец, прижавшись щекой к Матери, словно утешает Ее. И хотя икона написана в византийских традициях, здесь заметно западное влияние - вишнево-малиновый цвет мафория Марии типичен для произведений венецианской живописи того времени.

На выставке также представлена тактильная копия картины Ботичелли, изготовленная по инициативе ПАО "Сбербанк". Незрячим и слабовидящим посетителям будет предоставлен также специальный аудиогид. А для зрячих посетителей, желающих усилить эффект восприятия картины на ощупь, рядом с тактильной копией располагаются одноразовые бумажные "очки", надев которые, зрячий человек погружается в темноту.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский отметил, что картина Ботичелли - это ренессансное осмысление любимого в нашей стране образа Богоматери "Умиление", представленного "главными иконами Руси" - Владимирской, Донской, Феодоровской.

"Икона говорит о любви Бога к людям, а искусство Возрождения помимо этого заговорило и о любви между людьми - об этом можно поразмышлять, - сказал он. - Другая вещь, о которой можно поразмышлять, - это тактильная копия. Она не просто предназначена для людей с нарушением зрения - она говорит нам о другом способе восприятия. Это особый способ рассказа об искусстве - так же, как особым способом являются репродукции картин. Каждый человек в музее мечтает "все потрогать" - сейчас людям предоставлена такая возможность".

Говоря о том, что картина Ботичелли временно заняла место шедевров Леонардо да Винчи, Михаил Пиотровский подчеркнул: "Это потрясающая ситуация, когда мы можем здесь разместить картину, которая достойна их заменить, и никто не будет возражать и кричать: "Куда вы дели Леонардо?"

"На выставке представлены два произведения, которые демонстрируют пути развития европейской живописи, между собою очень тесно связанные, - искусство Византии и искусство Италии эпохи Возрождения, - сказал в беседе с журналистами директор Галерей Уффици Айке Шмидт. - "Мадонна делла Лоджиа" прибыла в Санкт-Петербург не прямо из Флоренции - она проделала очень длинный и сложный путь, побывав до этого на Тихом океане. Идея состояла в том, чтобы во Владивостоке объединить представления о едином европейском континенте. "Мадонна делла Лоджиа" и "Елеуса" демонстрируют развитие одного и того же иконографического типа - речь идет о типе "Умиление". Нам кажется, что это сочетание невероятно символично, потому что оно подчеркивает нежность, дружбу и взаимопонимание, которые, я надеюсь, всегда будут присутствовать между Италией и Россией".

На вопрос о тактильной копии господин Шмидт ответил, что она по окончании выставки останется во Владивостоке. "Первым музеем, который стал выставлять во Владивостоке свои коллекции, был Эрмитаж, но мы - второй музей и первый музей из-за рубежа, поэтому память об этом событии необходимо оставить".

Айке Шмидт рассказал также, что боксы, в которых демонстрируются картина и икона, были изготовлены специально для выставки в Эрмитаже: "В них вмонтированы светильники, не дающие яркого света, который вреден для красочного слоя, и совершенно не излучающие тепла, губительного для дерева. Во Владивостоке были другие боксы - прозрачные призмы. Здание музея во Владивостоке современное, а в Эрмитаже, в старинных залах нужно было изготовить что-то более подходящее по стилю".

Выставка открыта до 16 февраля.

ИА "Вода живая",
16.11.19