Новости Санкт-Петербургской митрополии

Источник информации: Санкт-Петербургская митрополия
24 Июля 2013
23 июля 2013

Игумения София, настоятельница Новодевичьего монастыря: "Владыка Иларион 70 лет присутствовал мощами в земле петербургской, предстательствуя за этот город и нашу Церковь"

Архиепископ Верейский Иларион (Троицкий) причислен к лику святых новомучеников и исповедников российских на Архиерейском Соборе в августе 2000 года. Наряду со многими иерархами, священниками и мирянами, прославленными Церковью в ХХ столетии, ему довелось жить во времена особых испытаний для нашего Отечества. 
     Владыка Иларион был активным сторонником возрождения патриаршества. Во многом благодаря его замечательной речи на Поместном Соборе 1917-1918 годов. впервые более чем за 200 лет был избран Патриарх Московский. После избрания Патриарха Тихона стал его секретарем и консультантом. Вел переговоры от имени Церкви с представителями государства, добиваясь смягчения политики в отношении религии. Активная деятельность владыки вызвала недовольство властей, и в 20-е годы он был осужден и приговорен сначала к трем годам лагерей, а затем еще к трем годам ссылки.
     Находясь на Соловках, он сохранил добрые качества души, которые приобрел посредством подвигов до монашества, в монашестве и в священстве. Те, кто в это время находились вместе с ним, являлись свидетелями его полного нестяжания, глубокой простоты, подлинного смирения, детской кротости. Он просто отдавал все, что имел, что у него просили. Веселостью и духом радости он поражал тех, кто считал церковных людей мрачными и вечно скорбящими.
     Священномученик окончил земной путь в Ленинграде: на переправочном пункте из одного лагеря в другой он заразился тифом, скоропостижно скончался и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
     24 июня 1998 года по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира состоялось обретение мощей священномученика на Новодевичьем кладбище. Они были перенесены в Казанский храм обители, где оставались до 9 мая 1999 года, когда были переданы столичному Сретенскому монастырю.
     В канун 15-летия обретения мощей священномученика на вопросы "Воды живой" ответила настоятельница Новодевичьего монастыря игумения София.

- Матушка, Ваш монастырь собирает пожертвования на создание памятного знака на месте погребения владыки Илариона. Как получилось, что здесь нет памятника или часовни? Удивительно, что могила одного из верных сынов Церкви и Отечества XX века такая скромная. 

- Хотелось бы сказать несколько слов о предыстории обретения мощей. Конечно, в жизни каждого человека и, тем более, святого подвижника, нет ничего случайного. Думаю, что местом упокоения Господь не случайно судил святителю Новодевичье кладбище. У владыки Илариона большая часть жизни была связана с Москвой, Троице-Сергиевой лаврой, с преподавательской деятельностью, а в дальнейшем с соловецким заключением. Но, как мы знаем из его жития, во время следования этапом в Казахстан и в другие лагеря он тяжело заболел и скончался в тюремной больнице.
      Мы знаем, что другой священномученик, митрополит Серафим Чичагов, направил даже своего келейника в тюремную больницу к владыке, и в дальнейшем, когда больной преставился, священномученик Серафим передал ему свое облачение для погребения. И с 1929 года владыка Иларион почивал своими мощами на Новодевичьем кладбище. Наш монастырь был закрыт, но Божий промысел хранил это место, несмотря на революционные годы, гонения, военную разруху. Монастырь находится в месте, где во время блокады были бомбежки, рядом - Бадаевские склады. Несмотря на это, могила помыслом Божиим сохранилась. Все святители петербургской кафедры, которые несли службу в годы безбожия, начиная с митрополита Серафима Чичагова и его преемника, митрополита Алексия Симанского, будущего первосвятителя нашей Церкви, заботились об этой могилке.
     Конечно, возможности в 1929 году были небольшими. Власти запрещали устраивать торжественные похороны, на похоронах владыки были запрещены проповеди. Но мы знаем из его жизнеописания, что только чтение блаженств во время чина отпевания само по себе выразило все добродетели и скорби, которые он понес. Участники отпевания говорили, что слова "Блаженни изгнаны правды ради" звучали, как непосредственные свидетельства о исповедничестве и мученическом пути покойного.
    И потому могилка была сделана очень скромная. С одной стороны, чтобы не привлекать внимание вандалов, разорителей, которые за духовным крушением в нашем Отечестве пришли и стали разорять это кладбище, а с другой стороны, власти просто не позволяли, чтобы каким-то образом сделать акцент на тех страданиях, которые несли иерархи Церкви, монашествующие, священнослужители, да и вообще все верующие. Сейчас мы видим могилку в том такой же, какой она была в 1929 году. Но люди всегда приходили сюда и молились.

- А как Вы впервые узнали об этой могиле, как пришли сюда?

Помню, для меня стало откровением, что могилка владыки Илариона находится непосредственно здесь, в Санкт-Петербурге, на нашем Новодевичьем кладбище. Я еще жила в миру, и один из друзей,будущий батюшка, рассказал об этом, когда я делилась впечатлениями от прочитанной книги о новомучениках. Это было для меня как гром среди ясного неба. Как? Новомученик, исповедник, помощник святителя Тихона и он, оказывается, здесь, рядом? И вот мы пошли сюда, это был март. Кладбище было завалено снегом, за ним никто не ухаживал, бегали стаи диких собак. Среди снега, по колено, мы пробирались к могилке, потому что никто не чистил дорожки. И мы нашли это место. Было очевидно, что кто-то сюда приходит, потому что в снегу стояли маленькие свечки-огарочки, лежали цветочки - могилка была посещаемой. С тех пор, конечно, я сама стала приходить к владыке. Очевидно, что многие еще до официальной канонизации обращались к нему, как к святому угоднику Божию.

- В чем, по-Вашему,  значение подвига владыки Илариона? Почему он во всей полноте открылся нам в конце ХХ века?
      
- История Церкви, мученический подвиг Церкви и нашего народа как бы запечатлелись в житии владыки Илариона. Это святой, который жил не тысячу лет назад, а почти наш современник. Если мы будем чтить древних угодников Божиих и не будем почитать тех, кто непосредственно наши отцы или деды по возрасту, кто  предшествовал нам и нашему времени, мы через это будем возводить даже хулу на Духа Святаго. Об этом говорил Симеон Новый Богослов. Думаю, наш народ должен сугубо почитать людей, на крови которых созидается благополучие современной церковной жизни. Им и их мученическому, исповедническому подвигу мы обязаны, собственно, тем, что происходит в нашей Церкви. Они для нас сохранили Церковь. Они не могли сохранить стены храмов - храмы закрывались, они не могли сохранить благолепие обителей святых - обители разорялись, монахи изгонялись, они сохранили главное - веру, сохранили возможность людей участвовать в таинствах Церкви.
     За это радел, за это душу свою положил владыка Иларион. Мы знаем его известное послание, он был участником подготовки этого послания соловецких епископов, где как раз настаивал на том, что несмотря на все политические перипетии и трагические изменения, в Церковь может жить, совершать таинства, через которые будут спасаться люди. Это была засвидетельствованная страданиями позиция владыки Илариона. И ведь он был не один такой.
     Владыка почивал мощами в самом революционном городе России. Случайно ли это? Думаю, нет. Человек, который свою душу полагал за сохранение православной Руси и веры в нашем народе, незримо присутствовал своими мощами 70 лет в земле петербургской, на которой, к скорби нашей, было три революции. И то, что все чтили и восхваляли, на самом деле - кровавое пятно, расплата людей за безбожие. А владыка в этой земле почивал, предстательствовал за нашу Церковь, за этот город, за людей, которые сюда ходили. И это небесное предстательство чувствовалось тогда и чувствуется поныне - после того, как произошла его официальная канонизация.

- Как происходило обретение мощей? И какова дальнейшая судьба святого места их обретения?

- В 1998 году, 15 лет назад, кладбище было в крайнем разорении. Но опасность еще была и в том, что здесь орудовали люди, которые являлись либо сектантами, либо сатанистами. Этому было множество свидетельств, несколько раз осквернялись могилы монашествующих. В такой обстановке проходило обретение мощей. Мы посоветовались и взяли благословение у митрополита на перенесение мощей в храм-усыпальницу Казанской иконы Божией Матери, потому что была велика вероятность того, что могила будет осквернена и темные силы надругаются над мощами, которые являются общецерковной святыней.
     Последующие события показали, что эти опасения были более чем обоснованы, потому что продолжалось разрушение крестов, могил, осквернения монашеских захоронений. Крест, который был поставлен на могиле владыки Илариона в 1929 году, сохранен. Люди приходят на это место и знают, что здесь почивали мощи.
     Мы знаем, что у многих угодников Божиих могила, где находились их мощи, тоже является местом особого почитания. Мы планируем сделать достойный памятник владыке на месте, где мощи находились 70 лет. Крест с могилы владыки перенесем в наш музей, потому что это тоже, конечно, святыня, о память о том, как это место почиталось. Архитекторы из Академии художеств представили несколько проектов такого памятника. Это будет каменный киот с иконой внутри и тропарем священномученику Илариону, чтобы люди могли прийти помолиться церковной молитвой. Мы знаем, что владыка не очень жаловал западно-европейское искусство, так вот киот будет в русском стиле, чтобы была связь с традицией, которую он любил.
      Но, к сожалению, все это выполняется на средства либо монастыря, либо очень скромные пожертвования наших прихожан, и проект, конечно, требует средств. Надеюсь, что найдутся и откликнутся люди, которые почитают новомучеников, владыку Илариона. Нам очень нужна их помощь.

- Матушка, как нам обращаться к новомученикам, в частности, к владыке Илариону? Как их подвиг может укрепить нас в вере?

- Думается, что обращение к угодникам Божиим - это не дань традиции, это не дань какому-то потребительству духовному. Иногда, мы знаем, в церковной жизни есть свои минусы и какие-то недочеты, несовершенства, знаем и о проблеме, когда люди приходят и спрашивают, кому помолиться от болезни, кому помолиться в родах, кому помолиться, чтоб учиться хорошо. И иногда спрашивают - о чем молиться новомученикам, о чем молиться владыке Илариону?
     Непросто ответить на этот вопрос. Сказать человеку, что, молясь святому или читая его житие, мы должны входить в его подвиг или подражать ему в жизни? Как говорил святой Иоанн Златоуст, ты должен быть готовым каждый день стать исповедником, а если Господь призовет, то и мучеником. В эпоху постхристианскую, в эпоху агрессивного секуляризма, агрессивных либеральных ценностей, навязываемых обществу, семье, мы, в первую очередь, молимся новомученикам, чтобы устоять в вере, как они устояли, как они сохранили горение сердца, верность Христу, как они несли свое апостольское служение в годы безбожия.
     В наше время нет открытых гонений, но каждому человеку приходится выбирать между заповедью Божией и всем тем, что предлагает падшее естество человека, падший мир. Это всегда было. Это брань духовная. Полем этой брани, мы знаем, является сердце человека, а оно было и две тысячи лет назад, и тысячу лет назад, было и во время владыки Илариона, и сейчас та же самая брань продолжается. К кому, как не к людям, положившим жизнь за верность Христу, Его заповеди, кому, как не им, молиться? Нашим ближайшим предшественникам, нашим отцам, нашим матерям. Вот об этом молимся священномученику Илариону.

- Находясь в непосредственной близости от владыки Илариона, чувствуете ли Вы его помощь? Есть ли свидетельства о этой святой помощи?

- По слову Евангелия "взыщите прежде Царства Небесного, остальное приложится". Мы издали маленькую книжечку о чудесах священномученика Илариона в скором времени после его прославления в лике местночтимых московских святых - оно было еще до общецерковного прославления в Соборе Новомучеников Российских.
     Есть свидетельства о помощи владыки Илариона в самых неожиданных ситуациях. Например, женщина поехала поклониться его могилке перед переносом его святых мощей в Москву. Села в трамвай, а с собой у нее была иконочка-образок владыки. Вдруг, как написано в ее свидетельстве, какой-то голос говорит: "Пересядь с этого места, пересядь". Она встала, только отошла, как огромный камень, разбив стекло, влетел в то место, где она сидела.
     Были свидетельства об исцелении после молитвы владыке Илариону. Люди, которые попали в крайне стесненные, тяжкие обстоятельства, связанные с квартирами, налогами, финансовыми вопросами, и не имевшие ниоткуда помощи,  надежды на разрешение вопроса, приходили, молились владыке, и он им помогал. Святые угодники Божии всегда рядом. Они нас очень жалеют, любят, потому что любят Любовью Христовой.
    Мы тоже молились владыке. Думаю и чувствую, что по его молитвам и предстательству нам удалось без какой-то особой финансовой помощи  восстановить храм Казанской Иконы Божией Матери. Сделали красивый иконостас, который радует людей - не только, конечно, глаз, но и сердце. В память о помощи владыки, о пребывании у нас его мощей в первом ярусе иконостаса находится икона священномученика Илариона. Это одна из первых икон, написанных к его прославлению петербургскими иконописцами.

- Размышляя о владыке Иларионе, задаешься вопросом: что мы можем сделать для сохранения памяти о новомучениках? Помимо молитв, что мы еще можем сделать? Как рассказывать о святых, об их подвигах?

-  Думаю, что подвиг новомучеников не только недостаточно, но практически не освещен для современного человека. Речь, конечно, идёт не только о церковных людях, хотя и для них следует, думаю, рассказывать больше, показывать фильмы не только документальные, но и художественные - об эпохе, исповедничестве, о том, что наши отцы понесли для духовного возрождения Отечества.
     Хотелось бы, чтобы для широкой аудитории, для школьников, студентов доносилась подлинная информация о трагедии, которая произошла с русским народом. Думается, что наш народ многих вещей не знает и не слышит. Мало снято фильмов о реальных событиях, начиная с 1917 года. Из печати, в том числе публицистической, не исчезли мифы, которые не просто удивляют, а поражают своей циничностью. Думается, что день, который для нашего народа особенно памятен, это 7 ноября, знаковая дата трагедии государства, должен быть днем траура.  
     Слава Богу, что на Казанскую икону Божией Матери мы празднуем День народного единства. Апостол говорит - какое единство может быть у света со тьмою? Мы знаем, что Матерь Божия - это небесная покровительница духовного единства нашего народа. Не смешение правды и лжи, насилия и жертвы,  исторических мифов с подлинной правдой об истории - это может быть только единство духовное, которое строится на заповедях Божиих.
     Очевидно, что в особенные даты для нашего Отечества - день памяти Патриарха Тихона, день памяти святой царской семьи - должны быть серьезные государственные программы. Вечером 16 июля я включила телевизор, по каналу "Союз" шла трансляция богослужения с места мученической кончины Романовых, а по другим каналам показывали развлекательные программы со смехотворством, шутовством. Уместно ли в день трагедии нашего народа устраивать такие увеселения? Не думаю, что в такие дни в европейских государствах - Германии, Англии в те дни, когда они вспоминают свою трагедию, настолько равнодушно относятся к исторической памяти, а главное к тому духу, которым живут и сегодня люди. Конечно, почитание новомучеников - это задача не только Церкви, это задача и государства, и общества.

- Расскажите, пожалуйста, как монастырь будет праздновать пятнадцатилетие обретения мощей?

- Хочется подчеркнуть, что 24 июля - это новый день, внесенный в официальный церковный календарь. Раньше в календаре был только день преставления владыки Илариона, сейчас мы празднуем и день обретения мощей. Будет совершена Божественная литургия, затем к месту обретения мощей пройдет крестный ход с иконой святителя, написанной в нашем монастыре и ковчегом, в котором почивает его десница.

"Вода живая",
23.07.13