Экспозицию религиозной живописи Виктора Васнецова представил петербургский Музей истории религии
Виктор Васнецов как вдохновитель искателей Древней Руси представлен на постоянной выставке, открывшейся 25 июля в петербургском Государственном музее истории религии (ГМИРе). Музей предоставляет возможность профессионалам и любителям оценить наследие одного из крупнейших русских художников конца XIX - начала XX века, а также практически освоить его творческий метод.
Основу экспозиции оставили четыре грандиозных произведения, созданных для церкви святого Георгия Победоносца в поселке Гусь Мальцовский (ныне - Гусь Хрустальный) Владимирской губернии. Это картины "Голгофа", "Сошествие во ад", эскизы для мозаик "Евхаристия" и "О Тебе радуется". Немалая часть выставки - двенадцать впервые экспонируемых картин, рисунков и икон, написанных последователями художественной манеры мастера, повторяющими его наиболее популярные композиции.
Имя Васнецова обычно ассоциируется с картинами на темы русских народных сказок и былинного эпоса: "Три богатыря", "Витязь на распутье", "Аленушка", "Иван-царевич на сером волке". Однако до революции не менее известна была его религиозная живопись. Он расписывал Владимирский собор Киева, выполнил эскизы мозаик для храма святой Марии Магдалины в Дармштадте и собора Воскресения Христова ("Спаса-на-Крови") в Санкт-Петербурге, для Александро-Невского собора в Варшаве. Мастер создал много икон для европейских храмов.
Религиозная живопись Васнецова, особенно его работы во Владимирском соборе Киева, посвященные Крещению Руси, пользовались огромной популярностью. Его иконы и росписи копировали, тиражировали, воспроизводя во многих техниках печатной графики, издавали в виде фотоальбомов и открыток. Копии использовались как образцы для создания новых икон и монументальной живописи для строящихся храмов, росписи пасхальных яиц, для обучения молодых иконописцев. Авторы экспозиции надеются возродить эту традицию.
На снимке - фреска "Крещение князя Владимира" из киевского Владимирского собора.