Новости Санкт-Петербургской митрополии

Источник информации: Санкт-Петербургская митрополия
Адрес новости: http://aquaviva.ru/news/?id=50546
12 Апреля 2014
"Преподобный Сергий Радонежский и судьбы древнерусской певческой традиции" - такова тема ежегодных научно-творческих Бражниковских чтений, проходящих с 8 по 11 апреля в Санкт-Петербурге в рамках празднования 700-летия со дня рождения игумена Земли Русской. 

В день их открытия в Малом зале Консерватории прошел концерт древнерусской музыки "Радуйся, Сергие богомудре". Заместитель председателя ОРОиК иерей Илия Макаров поздравил собравшихся с началом замечательного делания и огласил приветственное слово ректора СПбПДА архиепископа Петергофского Амвросия - создателя знаменитого Сретенского хора. 

"Подлинное музыкальное искусство в своей глубинной сути перекликается с монашеским подвигом, ведь целью обоих призваний является подражание ангелам. Монах отрекается от мира ради постоянного и всецелого пребывания с Богом, ради пребывания в Его неизреченной любви - и через это принимает ангельский образ. Музыкант, композитор, певец - все они, вдохновляясь Божественной любовью, творят нечто прекрасное, отрывающее от житейской суеты, возносящее в вечности Самого Создателя", - отмечено в послании. 

Все коллективы, принявшие участие в концерте, связаны с творческой и научной работой кафедры древнерусского певческого искусства (ДПИ) петербургской Консерватории. Руководители практически всех ансамблей воспитывались на этой кафедре, росли и взрослели как творческие деятели, исследователи. 

Со сцены концертного зала прозвучали покаянные стихи, вышедшие из монастырских стен и ставшие прародителями мощной ветви богослужебного певческого творчества. Были исполнены уникальные песнопения по древнерусским певческим манускриптам XVII века, хранящимся в  Троице-Сергиевой лавре и северных обителях - Кирилло-Белозерской, Соловецкой, Антониево-Сийской. Также прозвучали композиции из рукописей государевых певчих дьяков и певчих храмов Пошехонья, Великого Новгорода и Выго-Лексинского общежительства. 

Ансамбль петербургской Консерватории "Знамение" под руководством Татьяны Швец выступил совместно с мужским хором Вологодской филармонии имени Валерия Гаврилина, художественный руководитель которого - заслуженный артист России Альберт Мишин. Творческий союз двух коллективов образовался в 2013 году на богослужениях и совместных выступлениях в Вологде и Санкт-Петербурге. Их программа была посвящена преподобному Сергию Радонежскому, "небесному человече, земному ангелу и святой обители Духа Святаго". 

Прозвучало реконструированное к нынешним чтениям величание преподобному Сергия - семиголосная партесная композиция, созданная в скриптории - мастерской по переписыванию книг Кирилло-Белозерской обители в середине XVIII века. 

Свое мастерство показал ансамбль древнерусского певческого искусства "Ключ разумения" под руководством выпускницы кафедры ДПИ Наталии Мосягиной.В этом году он отмечает десятилетие творческой деятельности. Его название и символ взяты из музыкально-теоретического руководства второй половины XVII века, созданного монахом Тихоном Макарьевским: "Ключ разумения отверзaет двeрь Божеcтвеннаго пения". 

Расшифровка песнопений побуждает к творчеству. Это поиск выразительных средств для передачи всей тонкости распева, поиск звукоизвлечения, реконструкция чинопоследований для богослужения, и, в том числе, авторский взгляд на старинные церковные распевы. С дебютом вышел коллектив "Преславное согласие", созданный по инициативе студентов Консерватории. В его репертуаре - одноголосные и многоголосные распевы в музыкально-вокальной обработке. Голос сопровождается звучанием виолончели, скрипки и кларнета.

Кант преподобному Сергию Радонежскому, уникальную стихиру-осмогласник на воцарение государя Феодора Алексеевича и ряд других изысканных образцов древнерусского певческого искусства исполнил царскосельский вокальный ансамбль "Династия", созданный в 2013 году при Знаменской церкви. Не считая художественного руководителя, его состав мужской - в него вошли певчие Царскосельского благочиния, студенты Консерватории и певцы Мариинского театра. Художественный руководитель коллектива Екатерина Тихонова, регент Знаменской церкви и студентка кафедры ДПИ.
 
Отрадно признавать, что старинные рукописи, лежащие на протяжении веков в архивах, вновь открывают с целью пения, с целью донести до людей глубокие мысли, духовные переживания и радости прямо из ушедших времен, а также восславить великого святого земли русской - преподобного Сергия Радонежского.

Кульминацией концерта стал кондак из акафиста святому, воспетый всеми участниками. 

Бражниковские чтения с участием исследователей из России и зарубежья ежегодно, проходящий в 40-й разв Санкт-Петербурге, посвящены выдающемуся исследователю древнерусского певческого искусства Максиму Бражникову (1904-1973) - основателю кафедры ДПИ и всей современной научной школы русской музыкальной медиевистики. 

"Вода живая", 
08.04.14