Новости Рязанской митрополии

22 Апреля 2012

21 апреля 2012 года, в субботу Светлой седмицы, митрополит Рязанский и Михайловский Павел совершил Божественную литургию в Покровском женском монастыре города Михайлова. Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный 1-го Михайловского благочиния, настоятель Христорождественского храма города Михайлова протоиерей Владимир Данилов; духовник монастыря игумен Серафим (Масляев); клирик монастыря иерей Александр Кабацков; клирик Христорождественского кафедрального собора города Рязани диакон Анатолий Ковшиков; клирик монастыря диакон Андрей Соловьев.

За богослужением настоятельница монастыря игумения Сергия (Масляева) за усердное служение во славу Церкви Христовой ко дню Святой Пасхи была удостоена Патриаршей богослужебно-иерархической награды – права ношения креста с украшениями.

В завершение богослужения митрополит Павел поздравил всех с Воскресением Христовым и по православной традиции раздал молящимся за богослужением артос.

Затем воспитанники монастырской воскресной школы поздравили владыку Павла со Светлым Христовым Воскресением. Они порадовали всех пасхальными песнопениями, стихами, а также показали небольшую сценку.

Слово «артос» (по-гречески «квасной хлеб») означает освященный хлеб, общий для всех членов Церкви; иначе – просфора всецелая.

Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место вместе с образом Воскресения Господня и в заключение пасхальных торжеств (в субботу Светлой седмицы) раздается верующим.

Употребление артоса начиналось с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе – они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Собираясь на общую молитву, они вспоминали Тайную Вечерю и причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за человечество Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

На артосе изображается Воскресение Христово либо крест, на котором виден только терновый венец, но нет распятого Христа, – как знамение победы Христовой над смертью.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на литургии после заамвонной молитвы. На солее против Царских врат на уготованном столе полагают артос. После каждения вокруг стола с артосом священник читает особую молитву, после чего трижды окропляет артос святой водой со словами «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Освященный артос ставят на солее пред образом Спасителя, где он пребывает в течение всей Святой седмицы. Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы в конце литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу как святыня.

Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос Воскресе!»

Просфору и артос хранят в святом углу возле икон. Испортившиеся просфору и артос следует сжечь самому (или отнести для этого в церковь) или же пустить по реке с чистой водой.