Новости Рязанской митрополии

18 Октября 2012

, любви и терпения совершил священник Василий (Цветков) - настоятель Пронского Спасо-Преображенского монастыря, что в Рязанской области, в тяжёлое для нашей страны время гонений на Православие. Для возрождающейся в наши дни мужской обители день памяти преподобномученика является особо почитаемым. Насельники монастыря считают святого Василия своим небесным покровителем. Несмотря на то, что при земной жизни архимандрит был настоятелем Пронской пустыни совсем недолго, он оставил особый след в её истории и жизни многих верующих людей. 17 октября православная Церковь чтила его память. Именно в этот день в самый страшный год репрессий в 1937 –ом он был расстрелян на Бутовском полигоне.

О судьбе архимандрита Василия можно узнать из различных источников повествующих о святых Рязанской земли, пострадавших за Православную веру в XX веке. Родился он в 1867 году в селе Лесок уезда Рязанской губернии в семье пономаря. В 17 служил простым почтальоном в Пронской конторе. Но после окончания Духовного училища он решил посвятить себя полностью служению Богу. В 1911 году он был назначен настоятелем Пронской пустыни,  затем был назначен настоятелем Дансковского Покровского монастыря, где он служил до закрытия. В Государственном архиве Рязанской области сохранились свидетельства и документы того, как это было. Печальные страницы истории страны. Служа во многих приходах Рязанской губернии, отец Василий пользовался особым уважением прихожан, почитавших его благочестие. Они очень любили своего батюшку и стекались к нему отовсюду, отмечая его духовную мудрость. Этот факт констатировали даже органы НКВД.

Архимандрит Пронской пустыни был расстрелян в четвертую волну — 37-38 годов страшного террора. В это время расстрелян был каждый второй репрессированный. Из 200 000 репрессий - 100 000 казней всего за 2 года. Отец Василий был похоронен вблизи поселка Бутово Ленинского района Московской области на огороженной территории бывшего полигона НКВД СССР. В свидетельстве о смерти лишь одна строка: в графе «Причина смерти» стоит страшное слово «Расстрел». Известно, что смертной казнью, бывает, карают преступников за какие-то ужасные, совершённые с особой жестокостью злодеяния. Что же такого совершил этот человек, за что был расстрелян? А был он простым священником, оставившим о себе добрую память в сердцах людей. За это и был расстрелян – за то, что был священником, за то, что верил в Бога, за то, что учил этому других людей – любить друг друга, жить по заповедям Божиим, жить по совести. Такое это было страшное для нашей страны время, когда множество людей было замучено безо всякой вины. Только за веру. Эту веру в Бога и любовь к Нему.

«Кровь мучеников — это семя христианства». Век XX обильно им засеян. В это столетие Русская Церковь дала миру десятки тысяч святых мучеников и исповедников. Поскольку канонизация подвижника есть свидетельство Церкви о том, что прославляемый человек угодил Богу, то его жизнь и подвиг предлагаются верующим для назидания и подражания. … Конечно, величайший подвиг совершил отец Василий. Подвиг мученичества и смерти за Христа. Не каждого Господь сподобляет такого. Пострадать за Христа, уподобившись Его страданиям – это особая честь, особая милость и любовь Божия. И подвиг этот не забыт.  Жизненные перипетии святых, особенно Новомучеников Российских, близких к нам по времени, могли бы лечь в основу замечательных художественных произведений. Лагеря, ссылки, внутренняя борьба этих людей — все это неисчерпаемый источник для создания героических образов, так необходимых людям сегодня.

Елена Цыганова