Новости Рязанской митрополии

8 Августа 2013

6 августа православные христиане чтили память святых братьев страстотерпцев Бориса и Глеба. Один из самых старинных и красивейших храмов нашего города освящен в честь этих святых. Именно в нём, в день памяти страстотерпцев, была совершена праздничная Божественная литургия, которую возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Павел.

Почтить память Бориса и Глеба в эту церковь пришли многие верующие Рязани. Эти благоверные князья являются первыми святыми, которых канонизировала Русская Церковь. Их подвиг открывает одну из удивительных граней христианства. Борис и Глеб не пожелали участвовать в междоусобной войне со своим старшим братом Святополком — кротко приняли мученическую смерть, пойдя путем христианской любви.

Начало XI века. Совсем недавно крещеный, а по сути, все еще языческий, русский народ постепенно усваивал учение Христа и был готов к переменам в сознании, быту и даже поступках. Однако одной теории для этого явно не хватало, ибо сказано, что «вера без дел мертва». Для перелома, который должен был произойти, требовалась святость, которая является свидетельством существования Триединого Бога. Это и засвидетельствовали своей жизнью святые братья Борис и Глеб, следуя путем исполнения заповедей Божиих.

История жизни и мученической смерти Бориса и Глеба описана в знаменитых памятниках древнерусской литературы. Князья Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид) — это первые святые, канонизованные Русской Церковью. До них на нашей земле тоже были святые, но все они были прославлены позже. Борис и Глеб были младшими сыновьями киевского великого князя Владимира Святославича (равноапостольного князя Владимира). После его смерти в 1015 году на русской земле началась жестокая междоусобная борьба за земли и великокняжеский престол. Бориса и Глеба убил их старший брат — Святополк, прозванный в народе Окаянным. Закончил свои дни он в изгнании, ненавидимый всеми. Междоусобные войны постепенно прекратились. Подвиг смирения, послушания и кротости сделали Бориса и Глеба поистине народными святыми. Великий князь Киевский Ярослав Мудрый обрел мощи святого Глеба и положил их в храме во имя святого Василия Великого в Вышгороде — рядом с мощами святого князя Бориса. Святые останки братьев прославились многочисленными чудесами.

Бориса и Глеба всегда считали заступниками Руси и покровителями русских князей, их почитание было очень распространено в народе. Святые князья не стали воздавать злом за зло, и, как это бывает в подобных случаях, справедливость восторжествовала. Их подвиг заключается в поистине христианском смирении и следовании Христовым заповедям. Их поступок во многом изменил ход русской истории, в которой кровная месть отныне перестала являться благородным обычаем, но, наоборот, - злом, противоречащим христианской морали и тяжелейшим грехом. Они решили принести свои жизни в жертву любви, главной христианской добродетели. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» - так сказано в Писании. Князья Борис и Глеб действительно предпочли умереть от руки своего брата, лишь бы самим не стать братоубийцами. После жертвенного подвига Бориса и Глеба уже никто из русских князей не мог успокоить свою совесть тем, что в борьбе за власть все средства хороши. Святые князья явили образец послушания заповедям Божиим, без которых жизнь христианина немыслима.

/смотреть фотографии/

Елена Цыганова