Новости Рязанской митрополии

18 Декабря 2013

В предверии празднования Нового Года, многие православные христиане часто задаются вопросом, о том благословляет ли Православная церковь праздновать Новый год? Предлагаем мнение нескольких известных пастырей и мирян.

 

 

Иерей Алексий Дарашевич, настоятель храма Живоначальной Троицы в Поленове:

– Всё собственно просто для тех, кто уже пришел в Церковь. Заглянем в церковный календарь: 1 января – это 19 декабря по православному календарю, в этот день чтят память мученика Вонифатия, преподобного Илии Муромца… Да, день этот замечательный и важный, но не дает никакого повода к многообъедению или винопитию.

На дворе - Рождественский пост, и мы легко можем отказаться от легкомысленной вечеринки в компании малознакомых людей. А что же делать с друзьями и родными? Вот здесь начинаются сложности…

Ведь для многих наших близких Новый год не просто праздник, а сверхпраздник – самый важный день в году, ключевой день. По сути, это некая даже религия, культ: «Как я встречу Новый год, так и проведу весь год». Это уже в подсознании сидит. Конечно эта вера – суетная, языческая, но другой-то у них нет.

Из года в год в предновогодние дни многие живут именно тем, что обязательно нужно обеспечить, и упрочить, и гарантировать свое дальнейшее существование. И к решению этой задачи люди относятся очень серьезно. У такой «религии» есть свои обряды: на Новый год должно быть обильное угощение, наряды, подарки, обильный стол, горячительные напитки, веселье. Это вещи обязательные, потому что каждому хочется, чтобы радость была в жизни. И проблема в том, что кроме такой радости человек другой не имеет.

И как же мы, православные, поступим со своими близкими? Разорвем с ними отношения, не будем общаться? Этого нам ни в коем случае допустить нельзя. Или будем ссориться, доказывать свою правоту?

Ох, как трудно объясняться с родственниками! А поговорить все-таки нужно! Сначала попробовать объяснить, показать, что празднование и возлияния действительно превратились в некий религиозный акт. Наша задача, чтобы человек сам это увидел. Очищать сознание очень сложно, но без этого не обойтись. «Ну зачем же так серьезно воспринимать Новый год? И, возможно, уже одно это даст отрезвление, и человек начнет относиться к новогодней вечеринке просто как к возможности выпить и закусить, а не как к «святому» событию.

А ведь кроме таких праздников может быть и другой праздник, другая возможность веселиться. Ведь и в Рождество, которое наступит вскоре, мы тоже накрываем стол, тоже собираемся вместе, тоже радуемся. И это ничем не хуже традиционного застолья с приветствием президента по телевизору, а даже и приятнее – теплее, естественнее, домашнее, так как освящено благодатью Церкви и лишено тех излишеств, сумбура, суеты и неизбежных неприятностей, которые все-таки приносит каждый раз кажущийся таким радостным Новый год.

Вот так, рассказывая, показывая, приглашая к себе на наши рождественские и новогодние праздники, можно постепенно ввести человека в Церковь. В этом смысле Новый год очень важен. Таково уж нынешнее состояние человека, что сразу прийти в Церковь, принять ее, покаявшись, может далеко не каждый. Но хотя бы приблизится к ней через праздник, почтить ее и принять как не чужую нам, но добрую и благодатную духовную традицию может любой человек, если его направить, дать выход естественному стремлению души к радости, любви, единению с близкими.

 

Николай Бурляев, президент Международного форума «Золотой витязь», народный артист России:

– Принято считать, что весело встретить Новый год – это некая русская традиция. Но если уж говорить о национальных обычаях, то они точно не предусматривают пьянки во время поста. Русская традиция – это готовить свою душу к Рождеству в этот период.

Я сам со своей семьей встречаю Новый год обычно в тишине, за чаем – так как если смотреть передачи, которые нам в течение двух недель выходных показывают по телевизору, то, точно, мира в душе не найти, да и праздника как такового не почувствуешь. С каждым годом новогодний эфир становится все более пошлым и примитивным по своему содержанию, и в этом году будет все то же самое – поэтому я никому не рекомендую провести праздники за телевизором. Многие с ностальгией вспоминают советские «Голубые огоньки», но и они, поверьте мне, не были образцом хорошего вкуса.

И еще более опасно то, что все шуточки сопровождаются звоном бокалов – по телевизору постоянно показывают, как пьют. Это романтизирует пьянство – этакая пропаганда красивого вырождения нации. И это все делается в стране, где около 90 процентов пьющих, и 70 % из них находятся в стадии алкогольной зависимости!

Кстати, считается, что огромная предновогодняя коммерческая кампания, в том числе большие объемы продажи алкоголя, очень выгодны экономике. Однако беды от этого богатства больше, чем пользы. По статистике, у нас около 2 триллионов рублей в год экономических потерь от алкоголизма. И дети в результате уже пьют не с 16 лет, как всего несколько лет назад, а с 12 лет; в 9 лет пробует алкоголь 80 процентов… Так что через десять лет некому будет и развивать эту экономику.

И этот двухнедельный запой происходит в дни поста – это очень показательный факт из жизни нашего общества. Тогда, когда нужно поститься, молиться, задуматься о собственных душевных проблемах, грехах, а люди находятся в алкогольном анабиозе.

И так происходит уже с четверть века – с тех пор, как объявили “перестройку”. Я вспоминаю фразу, которую в те годы услышал по радио: «Цель перестройки в том, чтобы произошла мутация русского духа, чтобы русских выбить из традиции». Вот так нас и лишают христианских традиций.

 

Протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского

– Мне кажется, что люди лукавят, когда говорят, что не знают, как им провести две недели новогодних выходных. По-моему, глупо учить взрослого человека распоряжаться своим свободным временем.

Прихожане моего храма, например, и так знают, что нельзя курить, напиваться и сквернословить – причем нельзя этого делать не только в первые дни января, но и во все остальные дни года.

Для людей с зависимостями, конечно же, новогодние праздники станут испытанием. Но это же люди больные – и их нужно не учить, а лечить. Из опыта нашего прихода: мы чаще проводим с такими людьми в выходные дни января встречи, молебны.

При многих храмах сейчас есть подобные общества, есть и крупные центры реабилитации – им в праздники придется поработать усиленно.

Принято ругать государство, которое устраивает нам такие длинные выходные и показывает по телевизору пошлые шоу. У меня возникает другой вопрос: а почему государство должно, как малых детей, водить нас за руку и указывать нам: это делай – это не делай, это смотри – это не смотри.

Неужели здоровый мужик обязательно должен упиться на праздник? Если ты знаешь, что твоя норма – пол-ящика водки, выпей пол-ящика и остановись, ну не надо же пить целый ящик.

Наоборот, государство нам подарок делает: оставляет нас в покое на целых две недели! Почитай книгу, сходи в храм, сделай то, для чего раньше у тебя не хватало времени: удели, например, нормально времени своим близким, навести крестников, родителей, сделай что-то полезное по дому…

А тем, кто все же хочет радостного настроения на праздники, хочу напомнить, что главная радость, которая бывает во время поста, – это радость, которая дается нам в молитве.

 

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах:

– Я с детства очень люблю Новый год. Для меня этот праздник связан с семейным уютом, с радостью от подарков – как и для каждого советского ребенка.

Потом, когда я вырос, праздник отмечали студенческими посиделками – и это тоже нормально для молодого человека; правда, тогда я не был воцерковлен.

Позже, конечно, все поменялось, но все же Новый год оставил положительный след в моей жизни. Но всему свое время: подвыпившие взрослые, бегающие ночью по улицам и кричащие: «Ура! Новый год!», видимо, что-то недополучили в детстве.

Есть мнение, что православному вообще не нужно праздновать Новый год. Конечно, некоторые вещи недопустимы, такие как разгул и алкоголизм, но ведь можно отметить и по-другому.

Сейчас для меня праздник связан с новым осмыслением прошедшего года своей жизни, переходом на новую ступеньку своего бытия. Уже в течение многих лет я этой ночью служу Божественную литургию.

Обычно собирается не так много людей, человек 50, но мы как-то очень радостно служим эту литургию, начинаем новый год с молитвы и причастия. А после службы – на трапезу все вместе.

В основном на это богослужение приходят наши постоянные прихожане. Но часто заходят и случайные люди с улицы: вышли погулять, кругом взрываются петарды-хлопушки, а тут вдруг – открытый храм, колокола звонят… Заходят, любуются иконами, кто-то и до конца литургии остается. И такое неожиданное впечатление в новогоднюю ночь надолго им запомнится. Кстати, многие московские храмы в новогоднюю ночь открыты, как например в Сретенском монастыре.

 

Архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник московского Сретенского монастыря:

– В конце декабря 1994 году передо мной как перед настоятелем подворья Псково-Печерского монастыря (так именовался тогда нынешний Сретенский монастырь) встал простой и весьма прагматический вопрос: как в этот первый год существования возрожденной обители пережить новогоднюю ночь?

Как заложить такую традицию, которая обеспечила бы нам и соблюдение поста, духовного и телесного, и, в то же время, мы смогли бы не причинить огорчения нашим близким? Не скрою, что немало наших друзей и прихожан, не говоря уже о родителях, от всей души приглашали нас разделить с ними этот праздник и совершенно не понимали наших объяснений и отговорок.

Надо сказать, что в Сретенском монастыре мы никогда не относились к этому празднику жестко и нетерпимо. Для нецерковных и малоцерковных семей Новый год – может быть, единственный семейный праздник, оставшийся сегодня в России, когда семья собирается вместе и действительно может ощутить себя семьей. Таких событий очень немного в жизни современного человека, и разорять это нельзя. Но можно постепенно попытаться это воцерковить.

Мы всегда говорим нашим прихожанам, что если их родные и близкие хотят отметить Новый год, то нельзя лишать их этой радости, при том что православный христианин, конечно же, не должен при этом нарушать пост, но задача его – привнести свет Христов, радость ожидания Рождества Христова в этот праздник.

Итак, исходя из всех этих проблем и забот, и было решено совершить в ту новогоднюю ночь Божественную литургию.

Сначала мы предполагали, что на службе будут только монахи и, может быть, несколько наших самых усердных прихожан. Но, к нашему удивлению, храм оказался полон. Среди наших прихожан много православных семей, и это оказалось замечательной возможностью решить непростой для них вопрос празднования Нового года. На следующий год людей пришло еще больше, а дальше еще и еще!.. Потом мы узнали, что и в других храмах был воспринят этот опыт.

Наш монастырь находится в самом центре Москвы и ровно в полночь салюты и взрывы петард заглушают первую ектенью. Мы относимся к этому спокойно. Никто – ни монахи, ни наши прихожане, – конечно же, не осуждают тех, кто не стоит в это время в храме. В слове перед литургией мы каждый раз говорим, что будем особо молиться за наших домочадцев и друзей, которые в этот час каждый по своему празднуют Новый год.

Все чаще на эту литургию приходят невоцерковленные родные и близкие наших прихожан. И всякий раз эта ночная служба производит на них удивительно глубокое, сильное впечатление. Служим мы в эту ночь несколько быстрее обычного, чтобы люди успели на метро. Причащаем из четырех-пяти чаш. Литургия длится около полутора часов. Вся братия, да и большинство прихожан, обычно причащаются Святых Христовых Таин.

В христианстве была древняя практика воцерковления языческих праздников и традиций. Быть может с чем-то подобным мы сталкиваемся и сегодня.

 

Протоиерей Андрей Ткачев, настоятель храма прп. Агапита Печерского (г. Киев):

Не вижу в Новом году великого праздника, но если кто-то хочет праздновать — пусть празднует. В Новый год я бы посоветовал всякому верующему человеку, который умеет читать, прочитать 13 главу Евангелия от Луки. Там говорится о некоей смоковнице, которая была насаждена в винограднике, долго не приносила плодов, и хозяин решил её срубить, но виноградарь просил его, говоря: оставь её ещё на один год, я окопаю её и обложу навозом, если она не принесёт плода, срубишь её.

В этом и есть смысл Нового года – каждый человек похож на дерево, Господь Бог ждёт с него плодов, и, если человек не приносит плода год за годом, то в конце концов дерево будет срублено.

Смысл Нового года в том, что нужно поблагодарить Бога за прошедший год и взять благословение на год начинающийся. То есть будет ли человек совершать «всенощное бдение» перед телевизором с надоевшими физиономиями – это его личное дело. А помолиться, поблагодарить за прожитое и испросить благословение на начинающееся – это священная обязанность всякого верующего человека. Это можно делать и 14 января, в Старый новый год, и 1 сентября, это можно делать много раз в году, даже каждую неделю, меряя свою жизнь малыми Пасхами – воскресными днями. Это лишний способ оценить прошедшее и приготовится к будущему.

У каждого человека есть свой Новый год – это День Рождения, когда мы прибавляем один год к возрасту, заканчивается одно и начинается другое. Это необходимые рубежи жизни, на которых мы должны сами стать новыми, потому что никакое новое счастье не ожидает человека, если он сам не стремиться к новизне, к Новому Завету. В Новый год есть о чём поговорить, и на приходах, и на других собраниях, особенно, если настроиться на серьезный разговор.

Что же касается празднования и поста в эти дни, то мы должны оставлять свободу воли и выбора всякому человеку, поскольку каждый должен сам рассудить о своей жизни. Если кому-то интересно мое мнение, то я не вижу в Новом году великого праздника и причин для торжества, для шумного веселья. Но если кто-то хочет веселиться, пусть веселится, помня о рамках приличия и других необходимых составляющих.

Надо оставлять свободу воли, потому что запретами никого не улучшишь, не свяжешь по рукам и ногам, люди всё равно делают, что хотят. А вот провести с ними серьезную беседу о серьезных, необходимых вещах – надо. Поэтому мне кажется, Церковь правильно поступит, если она откажется от таких заявлений: идёт пост, и вы не должны есть мясо, сметану и колбасу – это само собой понятно, верующий это знает, а неверующий не хочет знать. Но Церковь поступит хорошо, если использует возможность, чтобы поговорить с людьми о важных вещах.

Кто-то говорил, что Новый год – был единственный неидеологизированный праздник советской эпохи, и это верно. Всё остальное было так или иначе связано с КПСС и соответствующим мировоззрением. А Новый год единственный счастливо избежал идеологизации, и он попадал на рождественский цикл, находящийся между католическим и православным Рождеством. Соответственно он хронологически был встроен в атмосферу чуда и чистой радости. Все это впиталось и люди уже интуитивно празднуют Новый год, без глубоких мысленных построений. Поэтому  можно отмечать Новый год, но не забывать о приличиях.

 

Молитва в день Нового Года

Господи Боже, всех видимых и невидимых тварей Творец и Зиждитель, сотворивший времена и лета, Сам благослови начинающийся сего дня Новый Год, который мы считаем от воплощения Твоего для нашего спасения.

Дозволь нам провести сей год и многие по нем в мире и согласии с ближними нашими; укрепи и распространи Святую Вселенскую Церковь, которую Ты Сам основал в Иерусалиме, и спасительною жертвою святого Тела и пречистой Крови освятил.

Отечество наше возвыси, сохрани и прославь; долгоденствие, здоровье, изобилие плодов земных и благорастворение воздуха дай нам; меня, грешного раба Твоего, всех родственников и ближних моих и всех благоверных христиан, как истинный наш верховный Пастырь, упаси, огради и на пути спасения утверди, чтобы мы, следуя по нему после долговременной и благополучной жизни в мире сем, достигнули Царства Твоего Небесного и удостоились вечного блаженства со святыми Твоими.

Аминь.