Новости Самарской митрополии

16 Января 2015

15 января, в праздник Преставления и второго обретения мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, митрополит Самарский и Сызранский Сергий совершил Божественную Литургию в храме во имя преподобного Серафима Саровского города Самары.

По окончании Литургии был отслужен молебен преподобному Серафиму Саровскому, после чего высокопреосвященнейшего Сергия приветствовал настоятель храма архимандрит Серафим (Барякин). Затем владыка Сергий обратился к участникам богослужения с архипастырским словом: «Сегодня мы с вами празднуем преставление и второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского, а также отмечаем малый юбилей православной классической гимназии при этом храме. Этот комплекс по Божией милости был передан нам администрацией города пять лет назад.

Двенадцать дней после Рождества Христова называются Святками, иначе – святыми днями, названными так потому, что они освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления. И я вместе с вами радуюсь этим святым дням. Это время, когда русский народ всецело посвящал себя Богу. С чувством благодарности люди обращали свои молитвенные взоры к Творцу и Создателю, испрашивая у Господа благословения на свои труды. Они благодарили Бога за то, что Он изливает Свою милость на весь народ нашей православной земли.

…Память преподобного Серафима дорога сердцу каждого русского православного человека. Он близок к нам по историческому времени. С ним связаны удивительные, и вместе с тем реальные пророчества, которые уже совершились и чему мы стали свидетелями. Преподобный Серафим говорил: «Мне, убогому Серафиму, Господь открыл, что на земле русской будут великие бедствия, православная вера будет попрана, люди отступят от чистоты православия. И за это Господь тяжко их накажет…»

Мы также знаем и о его трех основных пророчествах: о том, что изменится государственный строй в русском отечестве; о гонениях на Церковь и отступлении людей от православной веры. В числе отступников окажется и часть духовенства. Вместе с тем он говорил и о периоде недолгого возрождения Церкви.

Однажды преподобному Серафиму было видение: в несказанном свете ему явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указав рукой на больного, Пресвятая Дева сказала Иоанну: «Сей – от рода нашего». Всего же Богородица двенадцать раз являлась преподобному Серафиму.

…Мы, люди двадцать первого века, живем в век современных технологий. Из-за этого мы больше полагаемся на свой разум и определяем свой жизненный путь так, как считаем нужным. Но что это в итоге дает? Взять, к примеру, жизнь страстного по натуре человека, который обременен большим богатством. Эта его страстность, это богатство подвигают его к тому, чтобы всю свою жизнь подчинить приумножению богатства. В этой суете он не слышит голоса своей совести. Так живут многие из современных людей. Они не слышит голоса совести - голоса Божественной правды.

Такое поведение, такая безблагодатная жизнь - это свидетельство об утрате православной традиции, утрате преемственности духовного самосознания горнего мира. Это также неспособность среди суеты, шума современного мира слышать голос Божий, неспособность человека осмысливать свою жизнь. Но чтобы вернуть эту способность к осмыслению своего жизненного пути, своего поведения в мире человек должен повернуться к Богу. Без Бога человек не может стать человеком. Поэтому так важно осознавать свою принадлежность к православной традиции – в ней упование наше, наша надежда. Духовная надежда, и если хотите, материальное благополучие.

Церковь пробуждает внутренний мир человека для того, чтобы он обожился или, как говорит апостол Павел «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». А познание возможно тогда, когда человек получает внутреннюю автономию, свободу во Христе, когда он корректирует свои действия и поступки, не дает злу затмить голос совести. Такая личность способна явить Божественную красоту и преуспеть в окружающем мире.

Великий реформатор Петр Аркадьевич Столыпин в свое время говорил: «Народ, не имеющий национального самосознания – есть навоз, на котором произрастают другие народы». Так образно он выражался, будучи глубоко верующим человеком.

Сегодня мы имеем возможность молиться. И мы можем через веру, через молитву достигнуть преображения. Вспомним беседу преподобного Серафима с Мотовиловым о цели христианской жизни. В ходе беседы лицо преподобного Серафима преобразилось, соделалось светлее солнца. Таким же светлым стало и лицо Мотовилова. «Вы сами теперь в полноте Духа Божия», - радостно сказал Мотовилову преподобный Серафим.

Вот это преображение - явление горней славы. Это состояние не надуманное, а реальное, это действие благодати Божией, которая реально возвышает человека в образ Божий, приближает его к Творцу и Создателю. Божественная любовь тогда проявляет себя, когда сердце человека исполнено внутренних побед и успехов, и когда действием Благодати освящается личность человека.

За Божественной литургией мы призываем эту силу Божественной благодати. Она не зрится человеческим глазом, она ощущается чистотой сердечной. Только чистые Бога узрят - знаем мы из духовного опыта. Поэтому Бог и взывает, и стучит в сердце человека: «Сыне, дай Мне твое сердце». Сердце - это наша чистота, это наши чистые чувства, это наша православная вера.

Вера же подтверждается делами. «Вера без дел мертва», - говорит апостол Иаков. Церковь напоминает об этом для того, чтобы человек жил в вере, в чистоте сохранил себя как личность - для свидетельства Божественной правды и для достижения жизни вечной. Аминь. С праздником!»