Новости Самарской митрополии

18 Марта 2015

8 марта, в неделю вторую Великого поста, святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, митрополит Самарский и Сызранский Сергий совершил Божественную литургию Василия Великого в храме во имя Новомучеников и Исповедников Церкви Русской поселка Прибрежный.

По окончании Литургии высокопреосвященнейшего Сергия приветствовал настоятель храма протоиерей Игорь Макаров.

Затем владыка Сергий обратился с архипастырским словом к участникам богослужения: «Храм в поселке Прибрежный для меня по-особенному дорог. Дорог архитектурным достоинством – в нем, в храме, воплощено наше северное русской зодчество.

Мне приятно приезжать к вам сюда, вместе молиться, совместно совершать богослужения. Меня радует, что здесь протекает активная христианская православная жизнь. Здесь живой приход. Я знаю и о твоей, отец Игорь, яркой деятельности и ответственности...

… Сегодняшний день посвящается памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, ревностного поборника пустыннического жития и духовного делания. Святитель Григорий Палама учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе.

Во Христе мы все едины. Христос вошел в наше человеческое измерение, в историю и стал исторической личностью. Все сферы жизни проникнуты этим Именем. И через молитвы, через весь церковный строй, и прежде всего, через причащение Тела и Крови Господа Иисуса Христа мы реально становимся Его телом. Святитель Григорий Палама, однажды уязвившись нетварной Небесной энергией, воскликнул в духовном ликовании: «Мое тело стало телом Христовым. Руки мои стали руками Христовыми». В тот момент он был в том состоянии, когда Божественная нетварная энергия пронизывала все его существо.

Константинопольский собор 1341 года принял учение святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются нечувственными и несотворенными.

Об этом же свидетельствует и преподобный Серафим Саровский – вспомним его беседу с Мотовиловым о цели христианской жизни. В ходе беседы, которая проходила на заснеженной поляне, их озарил нетварный Божественный свет. И Мотовилов уяснил для себя, что есть любовь Божия.

Любовь, которую нам явил сам Христос - через Голгофу, через тайну Креста, эта Божественная любовь всегда будет востребована человеком. Любовь реально присутствует в нашей жизни и наполняет ее. Человек, исповедующий веру православную, понимает, что быть христианином, это значит любить все и вся. И он любит - весь церковный строй, храмы, архитектуру, иконопись… Такого человека уязвляет Божественная любовь, наполняет ликованием, когда хочется обнять весь мир. Это состояние любви дарует нам вера православная.

… Здоровая рыба всегда плывет против течения потому, что имеет силу. А нездоровую рыбу стихия выбрасывает на берег и она погибает. Так же происходит и в духовной жизни. Человек, чтобы иметь духовную силу, должен воспитывать в себе целеустремленность, волю, свободу внутреннего духовного делания.

Пусть Господь благословит нас Своим Небесным благословением, дарует нам радость Божественного света, к которому мы все стремимся и через который мы познаем самих себя, познаем Бога. А познавая Бога, уязвляясь Его Божественной любовью, мы просим Господа помочь нам сохранить эту Божественную любовь. С праздником!»