Новости Симбирской митрополии

Источник информации: Симбирская епархия
24 Июня 2010

Мелекес. Преображенский храм прощается с Чудотворной иконой Божией Матери Жадовская Казанская.

Толпы народа плотным кольцом окружили церковь и каждый хотел еще и еще раз приложиться к святыне. Люди, казалось, порой теряли власть над собой, и только подойдя к святому образу, становились умиротвореннее и будто похожими на путников, изголодавшихся и утомленными жаждой, вдруг насытившимися и утолившими свою нестерпимую жажду! Так было.

Мы простились с одним из самых красивых, вновь построенных храмов в Симбирской епархии, храмом Преображения Господня и отправились далее по пути паломников, Богородицы ради. Нас ждали села Мелекесского района.

Первым из них было село Новая Малыкла. Здесь батюшка по традиции встречал нас у стен районной больницы, где толпились уже, несмотря на 40-ка градусную жару врачи и болящие.

Встречали Богородицу на коленях, отслужили водосвятный молебен, отец Никодим рассказал о чудотворной иконе и монастыре, многие болящие плакали, просили исцеления. Так было.

Крестным ходом дошли до местной церкви во имя Димитрия Солунского, большой и прохладной внутри, но вскоре от множества вошедших и молящихся наполнившейся теплотой наших молитв и жарой от наших бренных тел. И здесь стало душно.

Далее мы отправились в село Александровка.

В молитвенном доме Александра Невского был отслужен молебен. Осмотрели строящийся сельский храм. Храм строит местный предприниматель, работающий, по словам сельчан, на Севере. К сожалению, побеседовать с ним не удалось, благотворитель работает вахтовым методом, и сейчас был в отъезде.

Антонина Федоровна Дадаева-Сударева председатель мордовской районной национальной культурной автономии. Организация объединяет несколько окрестных сёл: Александровка, Новая Бесовка, Старая Бесовка, Высокий Колок, Новая Малыкла, Старая Малыкла, Новая Малыкла, Старая и Новая Куликовка, Многие сёла «обмелели» уже, но потихонечку выживают. В Советские времена в местных школах не вели мордовского языка, а теперь родной язык официально введён в программу обучения со 2-го по 9-ый класс. Экзаменационная оценка заносится в аттестат. Заслуга в этом лично Антонины Федоровны, которая и впервые подняла этот вопрос.

«Во всех этих поселениях курс мордовского языка с 1-го по 3-ий класс, сейчас ввели обучение по 4-ый, на этом образование в соседних селах прерывается, а в нашем селе Старая Бесовка детей учат национальному языку до 9-го класса».

Молитвенному дому св. Александра Невского 18-ть лет. Открывал его бывший в те времена председателем местной власти Анатолий Иванович Крынкин. В этой церкви все эти годы работала мама А.Ф.Дадаевой – Клавдия Николаевна Дадаева.

В конце XIX века, в 1883-1889 г.г. в богатой тогда Старой Бесовке начинал обучать детей грамоте на родном эрзя языке впервые в Российской империи Аксентий Филиппович Юртов, мордовский просветитель. Молодой парень, родом из Башкирии, закончил Казанскую инородческую учительскую семинарию ,пришел в Бесовку, набрал 40-к детей разного возраста и начал обучение. Жил и работал здесь около шести лет. Женился на дочери священника. Местная школа увековечила память о своем народном просветителе и носит его имя.

Из разговора с Антониной Федоровной выяснилось о происхождении довольно непривычного названия сёл: Бесовка. В народе бытуют две легенды о истории названия. В первой рассказывается о беглых нижегородских крестьянах, которые бежавшие от своих бояр, и задумали там заселиться. Осмотрели округу: рядом большой лес, река Черемшан, по другую сторону – широкие поля, пригодные для земледелия. По преданию пришлые беглые крестьяне вбили кол на полюбившемся им месте и сказали: «Стой, старый бес, дожидайся нас!» И ушли сами за своими семьями. Эту легенду некоторые опровергают, говоря о том, что невозможно было в те времена через множество кордонов и караульных постов было тогда пройти всей деревне со своими пожитками, скотом, семьями, и как их могли просто отпустить с прежних мест.

Дядя мужа Дадаевой А.Ф. Сударев, местный историк, собрал другие данные о происхождении названия Бесовка. Село в основном состояло из некрещеной мордвы, жили так, что, если кто-то из властей приезжал с осмотром и переписью, то население невозможно было даже посчитать, поговорить. Язычники. Вот и появилось выражение ,что здесь живут настоящие бесы, а «Старое», потому что село образовалось первым.

Село Александровка названо потому, что оно принадлежало князю Александрову, поныне сохранились остатки «барского сада», так его и сегодня по-мордовски называют сельчане.

Некрещеную мордву в конце 18-го века загоняли в реку Черемшан, батюшка читал и крестил их целыми селами. Заходили в воду Петряйки, Тугайки, а выходили уже Петрянины, Тугаевы. Был Петряй, а стал Петром, Иваном. Кого-то назвали Сударевым, возможно он был важным человеком того времени.

Местные рассказывают легенду о Петре Первом. Встретился ему человек: весь грязный, в лохмотьях, не чесанный, с длинной бородой. Спросил Петр его, кто он такой. Тот назвался мордвином. Петр спрашивает его опять: «Ты Христа знаешь? Молиться умеешь?» Ответил ему мордвин : «Нет». Петр говорит: «А меня-то знаешь?» Опять мордвин ответил: «Нет». Подивился государь этому, что даже его не знает человек, и даже шапку не снял при разговоре с ним. Тогда Петр Первый назвал его невежей. Но все-таки уговорил его, чтобы мордвин стал молиться. Так и говорят, что сам государь убедил мордву креститься.

В Новочеремшанске протоиерей Вячеслав Спиридонов тоже порадовал всех паломников новыми успехами: при храме построено замечательное большое для села здание воскресной школы, трапезная, современный туалет, ремонтируется сам храм: стены будут оббиты новой вагонкой, которую батюшка изготавливает сам в своем столярном цехе и о

Настоятель очень живой и интересный человек: восемнадцать лет назад принимая этот приход, он принял в дар два пчелиных улья и занялся пчеловодством. Сейчас у батюшки на пасеке сто пчелиных семей! Мед продает сотнями килограммов. Именно благодаря этому приход имеет возможность строиться и благоукрашаться. За годы трудов батюшка научился мастерству пчеловода и сейчас может сам часами рассказывать об этой профессии, о маточном молочке, прополисе, называет сразу по памяти десятки рецептов лечения многих заболеваний травами и медом.

Тогда 18-ть лет назад храма на селе не было, этот храм отец строил сам. Энергичный, оптимистичный священник вселяет в прихожан уверенность в то, что и в нынешних очень трудных условиях, когда сельчане буквально брошены правительством на произвол судьбы, не нужно унывать. Нужно молиться, уповать на Божию помощь, да и самим работать, работать и работать!

Отец Вячеслав на ногах с пяти утра: его ждут дела на пасеке, у лесу, где он десятками кубометров самостоятельно валит выписанный на приход лес для отопления церкви зимой. И так целый день. По его словам простой крестьянский труд и молитва: полная духовная гармония! И вот вам положительный пример его жизни: познакомился с сельским мальчишкой, Иваном. Многое он поведал о своей мальчишеской жизни. А главное в этих рассказах, что у него большая библиотека о жизни священников, духовные книги, и то, что сам он обязательно станет священником!

А какой там был ароматный и душистый чай из самовара! Это ответственное дело мы с отцом Никодимом не доверили никому, все делали сами!

Эстафету от своего старшего брата принял младший: отец Андрей Спиридонов в Новоселках.

Так получилось, что несколько фото снимков коленопреклоненных людей я сделал так, что на переднем плане запечатлелся крест, который несет отец Андрей. Думаю, что это очень значимое для всех нас событие: это наш Крест! Мы все под ним, мы его чтим и молимся ему. Планирую, что этот снимок станет одним из главных на православных выставках в будущем.

Летописец Крестного хода Нафанаил. Во славу Божию.


Яндекс.Метрика