Новости Симбирской митрополии

Источник информации: Симбирская епархия
20 Мая 2011

Идут по симбирской земле христиане с пением, имея перед собой Животворящий Крест с распятым Господом, мощи святой мученицы за веру, и саму Небесную Покровительницу путеводительницу. «Не пропадем, не заблудимся». Идут люди из села в село, от дома к дому, спасаются молитвами, отмаливают еще один год благодатной жизни для всех на земле.

В старину на Руси считалось, что крестный ход несет с собой великую благодать и целебную особую силу, и участие в нем избавляет людей от грехов. Совместное шествие священников и мирян, несущих впереди крест, это и дало название этому шествию. Даже были такие выражения ,связанные с крестным ходом: «носить Святы, подымать Бога, подымать Божжу Мать, итти молитца».

Наш крестный ход первоначально был чрезвычайным, потому был призван для принесения в град Симбирск чудотворной явленой иконы Казанской Жадовской Божией Матери для избавления от холеры в 1847 году и затем совершался до 1927 года ежегодно. Эти новые подробные сведения я получил при сегодняшней беседе, а пишу я эти строки 20 мая, с протоиереем Алексием Скалой, который в подтверждение этим словам приводил архивные документы, изучением и поиском которых занимался в течение многих лет. Следовательно, всего до запрещения советской властью крестных ходов в 1924-м их было проведено 80 ! И наших семь. Значит, мы должны откорректировать общее число, которое назвали с отцом Филератом первоначально. Наш крестный ход восемьдесят восьмой!!! По-моему замечательная цифра! Отец Алексий рассказал, как переносили нашу святую икону из храма в храм города Симбирска. Когда процессия выходила из первого храма, начинали звонить колокола обоих храмов и звонницы двух церквей не переставали звонить до тех пор, пока крестный ход шел ко второму храму! Хранит батюшка все документы, связанные с установлением подлинности чудотворной иконы, после её второго обретения. Этим важным делом занимался непосредственно именно он, возглавляя комиссию, созданную архиепископом Проклом и выполняя обязанности секретаря епархии. Ответственное и сложное было время и поручение не из легких, но само событие было очень радостным.

Также отец Алексий рассказал, что все восемьдесят крестных ходов, проведенных до запрета, шли только и непосредственно в Симбирск. Икону не вносили в села и деревни по пути следования. К святыне на встречу выходили сами жители попутных поселений и там, прямо на дорогах совершались молебны и читались акафисты, пелись каноны. Это историческая правда. Это сейчас икону вносят во все места наших селений, обходят с ней заводы и фабрики, школы и больницы, церкви и молитвенные дома. А в те времена икону несли строго по маршруту того исторического пути, которым принесли её первый раз, в 1847 году, когда Чудотворный Образ Божией Матери спас от гибели губернский город! И именно повторение ежегодно крестного хода и носило память о первом большом чуде, совершенном во спасение тысяч жизней симбирян! Мы, мягко сказать, несколько отошли от традиций наших предков. Хорошо это или нет, не могу сказать, время рассудит, а Господь управит.

Но мы должны вернуться к описанию современных событий нашего 88-го крестного хода.

Рано утром у молитвенного дома в Измайлово нас встретил настоятель отец Александр, благословил и наградил беседою. Рассказал о ходе строительства Казанского храма, который в разобранном виде привезли в августе прошедшего года. Работы направляются Господом, храм, будто сам помогает возводить сам себя. Кровлю на храм пожертвовала московская организация, организовавшая в селе производство металлических дверей на территории бывшей фабрики. Слава Богу.

Местная молитвенница Елизавета увлекла меня и отца Никодима рассказами о своей жизни и многочисленных паломничествах по святым местам России, о встречах со многими именитыми священнослужителями. И все повторяла нам, чтобы мы были бдительными. Говорит она плохо, зубов во рту не осталось вовсе, вот она и коверкает все слова, речь понимается с трудом, порой приходится переспрашивать. Но говорит она быстро, переводя повествование с одного события на другое так, что не успеваешь вникнуть в непонятную шамкающую речь старушки. На Радоницу исполнилось ей 80-т лет.

Спрашиваю её: в чем же нужно быть бдительными?

«Мы все у Бога одинаковы и равны, за всех нас Он пошел на крест».

Далее направляемся в пос. Базарный Сызган, большой рабочий городок, с прекраснейшим храмом во имя святаго Димитрия Солунского. Здесь, отец Сергий Екимов с матушкой Ириной встречают нас на самом краю поселения у районной больницы. Как всегда на встречу со святынями выходят все врачи и их «ходячие» пациенты. Батюшка благословляет всех пройти под иконой, приложиться. И шествие направляется через весь Базарный Сызган к храму, собирая по пути новых прихожан. Стараниями настоятеля храм приобрел второе рождение, сделан прекрасный ремонт наружных стен, куполов, возможно, что даже после строительства храма он не был так великолепен.

Отцы священники отслужили водосвятный молебен, а потом отец Сергий рассказал мне истории из своей священнической жизни. Служение свое он начинал с 1993-го по 1997-ой год в Тульской епархии в городе Донском сначала клириком храма Нерукотворного образа Христа Спасителя, а затем настоятелем храма Пророка Илии. Знаком был с ветераном войны протоиереем Михаилом, который пережил во время войны чудесное событие. Во время артобстрела рядом с ним разорвался снаряд. Он был тяжело контужен, получил рваное ранение осколком в руку. И находился между жизнью и смертью. И видел сам, как святая великомученица Варвара проходила по полю боя со святой чашей в руках и причащала умирающих солдат. Кого она причастила, тот мирно умирал, и ангелы уносили душу его на небо. Святая прошла мимо него, и он воскликнул: «Матушка, а меня?» А святая великомученица Варвара сказала: «Ты будешь причащаться сам», и пошла дальше. Не известно было ему тогда, что сам причащается только священник. Пророчество святой сбылось, он остался жив. Но всю жизнь у отца Михаила плохо работала правая рука, после войны он стал диаконом, затем священником. И это чудо он рассказывал и пронес с собою через всю свою жизнь. Умер протоиерей Михаил в 1992 году. Святую великомученицу Варвару изображают на иконе с чашей в руках. Такое изображение святой есть и в храме Димитрия Солунского, на которое во время проповеди указал прихожанам отец Сергий.

И еще один рассказ отца Сергия приведу дословно:

«Когда я служил в Тульской епархии в городе Донском недалеко от Куликова поля, там женщина пекла просфоры. Она рассказывала о своем отце. Отец был участником Великой Отечественной войны. В перерыве между боями, они расположились на ночь в пустующем доме. Все бойцы спали. Там было много солдат, целый взвод. Они с другом разговаривали как, вдруг в дом вошла какая-то женщина вся в небесном свечении. И они, увидев её, онемели. Она благословила всех, кроме них двоих и вышла. Они сразу за ней. И спросили у часовых ,стоящих в дверях: «Кто входил в дом?» Те ответили, что никого не было. В эту же минуту в дом попал снаряд или мина, дом был разрушен, все бойцы погибли. Это была святая великомучениц Варвара. Отец уже умер, но его дочь вспоминает случай из его жизни во славу Божию. Этот рассказ потряс меня до глубины души».

И еще в храме ко мне подошла старенькая бабушка, еле ходящая и говорящая, Нина Ивановна Егорова захотела рассказать мне что-то очень важное для неё. Мы вышли из храма и я услышал нечто удивительное. Приведу почти дословно. Она была в одной из наших церквей, расположенных в бывшем, не специально построенном для богослужений здании - магазина. В общем, как мы их сейчас называем, молитвенном доме, не могу назвать в каком, простите. Сохраню пока тайну. "Я видела там святого, живого. Там, где вход в алтарь, на двери он нарисован и вдруг он ожил на время... Наверное, я очень грешная..."

Село Поддубное.

В селе, со всех сторон окруженном лесами , расположенными на живописных холмах, цвете сирень и черемуха. Дочки отца Виктора Павельева с охапками тюльпанов, матушка Таисия с красивейшим хлебным караваем, который мы потом по чуть-чуть попробовали, встречали принесенные святыни, склоненные в земном поклоне и с пением. Батюшка плакал, матушка подталкивала его в бок: что ты, что ты, перестань уже… Матушка говорит: "Очень нам трудно, так трудно идет восстановление храма, очень тяжело, но радуемся, смотрите, сколько сделали". А вы бы видели, как светятся глаза их двух дочерей! Как они рады, как по доброму горды своим батюшкой, какой он подвиг совершает! И все у него получается!

Молебен отслужили в возрождающемся храме Святого Архистратига Михаила. Очень много людей пришло, очень много детей было среди них, особенно запомнилась одиннадцатилетняя девчушка Наталья с бабулей Татьяной с иконой Казанской Божией Матери. Большущие на пол-лица глаза, распахнутые настеж, участвовали в общем служении перед святынями. Еще порадовало, что среди детишек было большинство мальчишек, любопытных и стоявших у самого амвона всю службу.

Смотрите сами: внутри храма восстановлены все перекрытия, полы, устранена течь с кровли, восстановлена штукатурка. Изготовлены новые двери и пластиковые окна. Храм благополучно перезимовал после капремонта, нигде не появилось никаких трещин и потеков. Батюшка с радостью рассказывает, что он сумел выпросить дорогой шамотный кирпич для изготовления свода в алтаре, даже специально звал меня, чтобы показать этот кирпич. Дорогой ценой все достается для них. Даже кирпич хранится под замком, а не как обычно складывается на улице. Каждый малый успех для этого прихода, каждая малая победа в возрождении храма - великая радость со слезами на глазах!

Оськино.

По обыкновению отец Адриан Шитов встречает крестный ход на мосту через реку Инза. Впереди встречающих шли в две стройные колонны хоруговники, держа в руках прообраз современных стягов и знамен – десяток церковных хоругвей, православных знамен с образами Христа, Богородицы и святых, выносящихся из церквей во время крестных ходов. Впервые хоругви были сооружены Константином Великим по представившемуся ему на небе видению.

Архимандрит Адриан склонился перед образом Божией Матери в земном поклоне и следом за ним все прихожане. Люди прошли под иконой и вновь подняв священные знамена церкви, пошли в сторону Никольского храма. Пели снова и снова: «Богородице Дево радуйся, благодатная Мария Господь с тобою…»

Отец Адриан рассказал, как святые мощи великомученицы Варвары попали в Жадовский монастырь: «Мощи великой Варвары лежат в Киеве, во Владимирском соборе. К нам они попали благодаря отцу Виссариону, покойному игумену, служившему в Кадышеве. У него был там знакомый священник, имеющий отношение к переоблачению мощей. А у святых мощей есть такая особенность: на них с годами появляются особенные капельки, это капли мира. Их собирают и помещают в сосуд с чистым освященным елеем. Или они могут высыхать на мощах, осыпаются и их собирают частицами. У нас как раз собраны подобные довольно крупные частицы. А с отцом Виссарионом мы очень подружились, и он подарил мне эти святые мощи для Никольского храма в Оськино, часть их я и передал в Казанский Жадовский мужской монастырь. С этими мощами теперь идет крестный ход. Мощи от слова мощь! Если народ действительно искренне обращается, то проявляются великие чудотворения. Великие для каждого в отдельности, значимые для кого-то одного, а полезные для всех, для общего укрепления нашей веры.

В июне 2012 года храму Святителя Николая исполняется 140 лет. К этому событию архимандрит Адриан готовится пригласить Владыку, уже отремонтирована часовня. Для храма заказаны и уже изготовлены новые колокола. Комплект из девяти колоколов, подобных тем, что сделаны для Германовского собора в Симбирске и для Жадовского монастыря. Самый большой колокол весит 1350 килограмм, второй семьсот, третий триста и далее по убыванию до восьмидесяти. Колокола осталось только привезти из Каменск-Уральска, «колокольной столицы», где производились и все звонницы для перечисленных храмов. Общая цена звонницы полтора миллиона. Средства помогали собирать районная и городская администрации Инзы, предприниматели. В районной администрации очень хорошо восприняли предложение отца Адриана установить новые колокола к 140-летию храма. Даже была создана специальная комиссия для помощи сбора средств. Сейчас готовятся специальные хомуты и все приспособления для монтажа. Для этого укреплена колокольня. Колокольня высокая, почти сорок метров. Отец Адриан, говорит, что возможно, на колокольне будет установлен механический привод, не каждый звонарь захочет подниматься на такую высоту: «Новые колокола это самый большой подарок для храма!», говорит архимандрит. Вокруг храма уложили новый асфальт, отремонтировали дороги.

«Походя к святыням, не забывайте помолиться не только о себе, но о своих родных и близких, о своем селе, и не забудьте, конечно, и Отечество наше, раздираемое сегодня всевозможным нестроением. Мы должны особенно помолиться Божией Матери, чтобы все вражды, все нестроения, всё, что происходит с нами, Божия Матерь приняла на свои руки и вразумила нас, растопила ледяное наше сердце. За обыденной нашей греховностью, когда наши мысли и зрение постоянно видят вокруг поганые газеты, извращенное телевидение и прочее оскверняющие душу и сердце христианина вещи, отбивающие способность человека поднять глаза и увидеть перед собой Господа, сегодня мы должны понять, что не мы пришли к Божией Матери, а она сама пришла к нам! Пока есть такая возможность пользуйтесь этим с благоговением. Преклоняйтесь ее чудному образу, который Господь, несмотря на все гонения, явил нашему народу и нашему Отечеству».

Это слова из проповеди отца Адриана, сказанные им после совершенного богослужения в Никольском храме 17 мая.

Так же батюшка рассказал верующим о святой великомученице Варваре, великой заступнице Руси: «Когда Русь приняла крещение, первые мощи, которые были принесены в нашу страну, которые Патриарх Царьграда подарил нашей Русской церкви, были мощи великомученицы Варвары. С тех далеких времен, когда Русь только крестилась, русский народ стал обращаться к ней за помощью. Во многих бедах народных помогала святая Варвара, в болезнях и печалях, особенно в военное время, она предсказывала воинам возможность спастись в боях, поэтому ее особенно почитают военные люди».

Не могу привыкнуть к благодати Божией царящей в храме Святого Угодника Божия Николая. Так здесь хорошо душе, так чисто и торжественно, как на небесах.

Дорожные заметки и фотолетопись Нафанаила.