Новости Симбирской митрополии

Источник информации: Симбирская епархия
26 Декабря 2011

25 декабря 2011 года, в день Свт. Спиридона, еп. Тримифунтского, чудотворца , в центре града Симбирска архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл совершил великое освящение храма Трех Святителей, воссозданного на месте домового храма бывшей Симбирской Православной Духовной Семинарии. (ул.Гончарова-30).   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Симбирская семинария была учреждена по инициативе первого Симбирского архиепископа Анатолия 16 декабря 1840 года.
В конце XVIII века на этом месте стояло двухэтажное здание – южная часть современного корпуса. В 1841 году к зданию была пристроена его северная часть, тоже двухэтажная. После пожара 1864 года здание было восстановлено и стало трехэтажным, в настоящее время имеет адрес улица Гончарова, 30.

    Симбирские Губернские Ведомости в №84 за 1870 год пишут: «Церковь Трех Святителей была построена при духовной семинарии, на семинарском дворе, перестроена из флигеля, где была ученическая столовая.  Освящена в 1854 году, во имя святителя Петра, митрополита Московскаго. После пожара 19 августа 1864 года эта церковь совершенно заново восстановлена, значительно расширена и устроена особенно изящно: иконостас весь вызолоченный; иконы, в полувизантийском стиле, исполнены лучшими местными мастерами и пожертвованы преосвященным Евгением, бывшим Симбирским епископом. Возобновленная церковь освящена 8 ноября 1870 года, во имя Трех Святителей: Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустова (праздник 30января)». 

«Украшения этой церкви, исполненныя в течении последних лет и прекрасный хор воспитанников семинарии, сделали ее лучшею домовою церковью в городе». (Симб. Губ. Вед.  1873г., №8.)

 

Главные храмы Симбирска стояли над крутым береговым склоном и были видны с Волги на большом расстоянии. На нынешней площади Ленина возвышались два кафедральных собора – летний Троицкий и зимний Никольский, а площадь вокруг них называлась Соборной. В дореволюционном Симбирске было 33 церкви (10 приходских и 23 домашних), два монастыря, духовная семинария, два духовных училища. К 1940 г. сохранилась лишь небольшая Воскресенская церковь на кладбище.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На протяжении двадцати лет в тесном симбирском дворике,  одиноко стояла колокольня, уцелевшая от разрушенного в 90-х гг. храма во имя Трех Святителей при бывшей духовной семинарии.

Рядом (сейчас территория ЦНТИ) находился до революции женский Спасский монастырь, а ныне – совсем малую частичку этой земли занимает подворье женского Михайловского монастыря.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказывает отец Николай Косых: «Храм Трех Святителей был устроен в Симбирской Духовной Семинарии в пристроенном к зданию семинарии одноэтажном корпусе столовой.  Когда я был назначен на этот приход, и мы решили взяться за восстановление закрытой церкви, в нем находилась мастерская художников-скульпторов.  Мастера использовали часть помещения для гашения, замешивания глины, растворов и в здании было очень сыро, влажно. В полах были вырыты ямы,  которые художники «забили» глиной, залили водой.  Таким образом они, чтобы далеко не ходить, не ездить, сделали для себя запас, что обернулось катастрофой для всего здания ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Отец Александр Деньгин, сейчас настоятель прихода в пос.Колхозном,  в те годы был послушником у отца Николая, помнит домовую семинарскую церковь. Он вспоминает, что отец Николай сначала хотел восстановить старый храм. Несколько раз осматривали, приглашали архитектора Некрасова, советовались со строителями.  В здании были трещины, помещение ни разу не ремонтировалось, было в ужасном состоянии. «Когда по просьбе отца Николая, я попробовал стену на прочность и слегка ударил кувалдой, то кирпичная стена разрушалась», как «труха», как рыхлый, изъеденный сыростью и грибком материал, утративший несущие способности. Первоначально настоятель хотел отбить старую штукатурку и восстановить храм, сохранив все прежнее основание.   Отец Александр всю зиму, очень снежную и очень холодную, вместе со строителями возводил первый храм в центре города, ежедневно работал разнорабочим. Вот такое было у него первое церковное послушание.     

 

Продолжает рассказ отец Николай: «В 1986 году полуразрушенное здание пришлось снести, восстановить его, сохранив старые стены и основание, не представлялось никакой возможности».

 

К великому сожалению, здание Духовной Семинарии, отнятое у Православной Церкви, продано администрацией города Ульяновска в частные руки и в настоящее время, несмотря на многократные попытки правящего архиепископа Симбирской епархии, не найдено никаких возможностей для возвращения здания в пользу законного наследника: Русской Православной Церкви. Сейчас в помещениях бывшей Духовной Семинарии расположены рестораны, бары, магазины.  Безбожные власти, не побоявшиеся Божьего суда, продали, отнятое силой, не принадлежащее им, церковное здание коммерсантам. В городе Ленина власти извлекают пользу от материального состояния, от власти денег, а не от духовного воспитания.      

   По всей видимости, только в нашем городе, пропитанном насквозь прокоммунистическим режимом на многие поколения вперед возможно такое наплевательское отношение к духовности и культуре. В соседних областных городах, например, в  Саратове, и Саранске, церкви возвращены, принадлежащие ей до революционного бунта 1917 года, здания, где находились духовные учебные заведения.

В Москве в в 90-ые годы церкви  безвозмездно возвращались церковные здания, а в нашем граде носящем имя вождя, убившего миллионы своих подданных, церкви приходится по двадцать лет отсуживать своё сокровенное!  

Поэтому  храм Трех Святителей находится на небольшом клочке земли, чудом оставшейся незастроенной ресторанами и пивными барами, но вплотную окруженный этими питейными заведениями.  Наш Владыка зимой 2010 года специально посещал Святейшего Патриарха Кирилла с беседой об этом состоянии дел: о проблемах возращения духовного училища (ул.К.Либкнехта-1)  и об отказе возвращения семинарии (ул.Гончарова-30). 

          

         23 февраля 1997 года в десяти метрах от вновь возрожденного храма Трех Святителей начались Богослужения в храме Архангела Михаила, строительство которого начал 22 октября 1996 года протоиерей Николай Косых.   Ровно четыре зимних месяца длилось возведение этого храма   

          По сложившейся в епархии традиции на протяжении многих лет в первый день Светлой Седмицы архиепископ Прокл служит в этом маленьком деревянном храме Михаила Архангела.  Одной из главных причин является та, что именно в этот храм первым  доставляется Благодатный огонь со Святой Иерусалимской земли от гроба Господня. И помогали этому осуществиться всегда сыновья отца Николая,  учащиеся в Москве и радеющие о снисхождении благодати Божией и в наш град Симбирск. Хотя учится в столице немало семинаристов и просто студентов, но именно им не безразлично пребудет ли Святой Огонь на их родину! Михайловский храм всегда полон народом Божиим, здесь всегда было тесно, люди стояли  вплотную друг к другу, плечо к плечу, как единое целое. В тесноте, да не в обиде. И из такой небольшой церквушки и начинал свое шествие по всей губернии Небесный Святой Огонь!

        У отца Николая и матушки Фотинии трое сыновей. Максим,  диакон Князь-Владимирского Собора Санкт-Петербурга, закончил Духовную Семинарию и Академию. Илья – так же закончил Духовную Семинарию и Академию. Антон – учится в Духовной Семинарии в Москве.    

   

   Еще одним важным событием для прихода было то, что сегодня в день рождения нового храма, произошло рождение нового диакона сына отца Николая – Илии. Радостное событие для семьи священника, а батюшка признался перед всей паствой, что не смог удержать слез радости во время диаконской Хиротонии своего сына.          

 

  Сам отец Николай родился 8  декабря 1961 года, в семье священника архимандрита Алекся, в миру  Косых Алексей Иванович, почившего шесть лет назад. 

  Николай Алексеевич Косых закончил школу, текстильный техникум,  отслужил в армии, закончил Московскую Духовную Семинарию, Санкт-Петербургскую Духовную Академию.  10 марта 1986 года приехал в Ульяновск и с этого времени вот уже 26 лет служит клириком  Симбирской епархии.  Начинал служение к Неопалимовском храме, где прослужил шесть лет, был ключарем собора. Потом четыре года служил в храме Святого князя Владимира на Верхней Террасе.   И вот уже16-ть протоиерей Николай является настоятелем прихода во имя Архангела Михаила, не оставляя надежды и трудов по восстановлению храма во имя Трех Святителей.   

     

       «Когда я сюда пришел, у храма было денег двести рублей. Проезд в трамвае стоил тогда пятьсот рублей»,-  отец Николай начал отвечать на вопрос о том, как строился первый Михайловский храм. А  потом на вопрос о благотворителях, он с сожалением, даже с болью, сказал, что основные средства на строительство храма собирались не в Ульяновске, здесь были какие-то совсем-совсем малые пожертвования от частных лиц. А обращался настоятель практически ко всем руководителям крупных и средних предприятий города. И я считаю необходимым упомянуть не только тех, кто помогал, но и кто и как отказал священнику.  И как это было сделано. 

     На Ульяновском Автозаводе ответили, что помогать не будут, тогда отец Николай попросил помочь хотя бы тем, чтобы направить на несколько дней сантехника или электрика, чтобы помочь сделать разводку отопления и электропроводку. Опять последовал отказ.

     Директора организации «Волга-Днепр» ответили, что, если они хотя бы немного помогут церкви, то к ним моментально пойдут с протянутой рукой мусульмане и все прочие.  Лично я,  как журналист не могу понять, а почему бы не помочь и церкви и мечети?

      Как-то вместе с ним по кабинетам руководителей с просьбами о помощи строительства еще первого деревянного храма, пошел товарищ батюшки, и сказал ему: «Знаешь, батюшка, ну невозможно, мне за тебя стыдно… Это очень унизительно ходить просить. Я, как могу, тебе помогу сам, и построим мы этот храм деревянненький».  Отец Николай ему ответил: «Если бы я ходил для себя «выколачивал», мне было бы стыдно. А я не для себя, я прошу для тебя, поэтому мне не стыдно. Я делал и делаю дело Божее».   

 

        Господин Герасимов, к которому настоятель обратился за посильной помощью, не отказал по телефону и пригласил отца Николая в свой кабинет. Он пришел в  назначенное ему  время  и просидел в приемной полтора часа, ожидая руководителя преуспевающей коммерческой фирмы, депутата, владельца сотен тысяч метров недвижимости по всему городу.  Но появившись, Герасимов ответил, что никакой помощи оказать не может, сославшись на многочисленные кредиты и долги.  На резонный вопрос отца Николая для чего же было вызывать и таким образом унижать священника, можно было бы отказать по телефону. Видимо, это было сделано для того, чтобы просящий навсегда запомнил этот отказ и уже никогда ни зачем не обращался. «Вот, что порой творится в душе»,- ответил на мой вопрос отец Николай, когда я спросил, что при этом творится в его душе? «Пережуёшь сопли и идешь дальше. Бывало, попросишь хозяина супер-магазина, где стоит наш ларек, помочь, а он вместо помощи берет и аренду поднимает».    

 

         25.12.2011 в обновленном храме Трех Святителей совершена первая за последние 90 лет Божественная Литургия.

      

      За несколько дней до  официальной церемонии освящения,  а значит открытия и рождения храма, отец Николай торопился установить первые два ряда иконостаса. Иконостас изготовлен из темных пород дерева, выглядит внушительно, как принято говорить: изготовлен «под старину».  В первом ряду, справа – икона Трех Святителей: Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустова. Именно перед этой иконой стоял ставленник во диаконы Илия, держал кувшин с омовением для рук архиерея до Херувимской песни.

      После руковозложения на главу ставленника Илии архиепископ Прокл в царских вратах с возглашением «Аксисос», возложил на Илию орарь и поручи, а в руки ему вручил рипиду,  которой ставленник крестообразно веет над Святыми Дарами, стоящими на Престоле.  

 

 

 

     Основной спонсор, товарищ отца Николая из Москвы, генерал-лейтенант Селиванов Владислав Вениаминович, первый заместитель министра внутренних дел, на средства которого, в общем, и построен Трехсвятительский храм.

 

     И еще одно важное, значимое сказал настоятель: «К храму, который построил, отношение как к собственному ребенку! Это родственная связь, как между отцом и сыном. Духовная связь. Когда за что-то болит душа. Кто-то ночью спокойно спит, а ты просыпаешься.  Бывает, служим молебны уже в новом храме, забегают дети с игрушками, и начинают чиркать, царапать, рисовать на стенах. Дух захватывает, просто. Ваш ребенок это делает, вы смотрите за ним. Это же уже не мое, это – ваше!  Чтобы перекрасить испорченное место, нужно сделать ремонт всей стены. Иначе будет просто пятно. Для этого нужно опять потратить тысячи, а хочется использовать средства для еще большего благоустройства храма».

 

      

       Среди постоянных прихожан - народная артистка России Кларина Ивановна Шадько.  Была она и сегодня в один из самых замечательных дней. После проповеди архиепископа Кларина Ивановна попросила благословения у владыки и поздравив всех горожан с праздником открытия еще одного православного храма, вручила букет белых роз сегодняшнему имениннику – рукоположенному во диаконы Илье Косых.

          

       

После богослужения Владыка обратился к молившимся в обновленном храме в этот день.

Владыка назвал сегодняшний день поистине Пасхальным днем, когда произошло очень важное событие возрождения семинарского храма Трех Святителей. Храм, как свидетельство нашей веры,  созданный по святой ревности отца Николая. «Храм создан именно для того, чтобы в нем прославлялось великое слово Божее. Я сегодня преисполнен духовной радости и благодарности отцу настоятелю и всем тем благодетелям, людям, которые с пониманием относятся к делу Божиему.  Они понимают, что строим мы храмы не для своего тщеславия, а для народа Божия, и покидая этот мир, мы оставляем все здесь».  Особо отметил архиерей, посвящение во диаконы сына настоятеля Илии, как продолжателя священнического рода. Владыка вспомнил случай из своей жизни, когда был свидетелем диалога между двумя людьми. Один из которых похвалился своими детьми, которые учились в университетах и получили высокое светское образование. А второй,  скромный батюшка,  о котором и сказал протодиакон, в последствии служивший до глубокой старости, более чем до 90-ста лет в Свердловском кафедральном соборе. Он сказал этому человеку, имевшему образованных детей: «Все твои дети пойдут в ад, а вот видишь, сидит отец Иоанн. У него шесть человек детей. Четверо из них священники и две дочери - за священниками!   Целый род, который продолжает делать дело Божее!»

       «Вот так и у отца Николая. Его род также продолжает дело Божее. Дай Бог, чтобы это было для вас большим утешением. Что дети ваши не отвергают имя Божее, а вы являетесь для них примером любви и служения Богу».   

       Родной брат отца Николая – Иоанн Косых заслуженный уважаемый священник, много лет служит рядом с владыкой, являясь его надежной опорой и помощником, сослужил сегодня во время освящения обновленного храма.

    

 

        Отец Николай, поблагодарил архиепископа Прокла за праздник освящения обновленного храма и первую Божественную Литургию в новом храме. И выразил пожелание, что если будут у владыки слезы, то были бы они подобными тем слезам радости, которые появились сегодня на глазах самого отца Николая во время диаконской Хиротонии его сына Илии.

       Настоятель подарил владыке икону Святого Спиридона   Тримифунтского, день памяти которого сегодня празднует Святая Церковь. Икона была специально  написана в том месте Кипра, где жил и служил святитель Спиридон. 

 

        Указом архиепископа Прокла награждены благотворители, попечители и помощники отца Николая: 

Медалью Святаго Андрея Христа ради Юродивого Симбирского Чудотворца - Рябова Дмитрия, Гасанова Льва, Батарева Сергея, Попова Александра, Сухих  и Шушарина.

Архиерейскими Грамотами – Кононову Антонину, диакона Козловского Андрея, Троицкого Эдуарда,  Айметова Азата, Максимова.

 

    Услышав татарскую фамилию в череде награжденных, и благословив Айметова Азата,

    Владыка сказал, что это является свидетельством нашей интернациональной православной дружбы и рассказал о еще одном примере, когда в далеком от Ульяновска селе Чувашская Кулатка два товарища построили православный храм святителя Николая, один из них татарин-мусульманин Ганеев, построивший до этого двадцать пять мечетей, а второй - чувашин Тюхматьев.

          «Все мы дети Небесного отца и дай Бог, чтобы мы жили во взаимопонимании и любви. Как сказали святые отцы: «Делайте доброе дело и вас призовут Ангелы!» Аминь!

 

 

Во славу Божию, страничку в летопись Симбирской епархии написал Нафанаил.

Фото и видео летопись Нафанаила.