Новости Смоленской митрополии

15 Февраля 2017

2017-02-12_601


12 февраля состоялось родительское собрание в МБОУ СОШ №35 по выбору модуля ОРКСЭ.

Благочинный Смоленского городского округа протоиерей Павел Петровский встретился с родителями и преподавателями для обсуждения темы выбора и последующего изучения их детьми модуля «Основы религиозных культур и светской этики». Состоялся живой разговор, в конце которого священник поблагодарил за тёплый прием в стенах школы и пожелал быть добрым примером и уделять больше внимания своим детям. «Радоваться их успехам и вместе с ними возрастать в постижении основ православной традиции. Дети – это будущее государства, какую заложим основу в их духовно-нравственное воспитание, такою увидим и нашу старость…».

Справка

2012 год был ознаменован введением во всех субъектах Российской Федерации обязательного для изучения в 4 классе средней школы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Курс введен с целью формирования у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

В курсе предлагаются на выбор 6 модулей. Одновременное изучение двух или более модулей курса ОРКСЭ одним ребенком не предусмотрено:

  • основы православной культуры,
  • основы исламской культуры,
  • основы буддийской культуры,
  • основы иудейской культуры,
  • основы мировых религиозных культур,
  • основы светской этики.
  • Модуль «Основы православной культуры» – учебная дисциплина для всех, кто хочет глубже понять отечественную историю, литературу и искусство. Кроме того, выбор этого предмета будет способствовать принятию определенных ценностных ориентиров у детей. Модуль учитывает возрастные особенности ребенка и дает оптимальное для усвоения содержание.

    Религиозное воспитание как таковое не является целью курса ОРКСЭ. Все модули курса основаны на светском культурологическом подходе к их преподаванию. Предмет «Основы православной культуры» отличается от Закона Божия подходом преподавания. Есть вероучительный подход, и есть подход культурологический. Вероучительный подход заключается в том, что от человека, изучающего этот предмет, требуется применение полученных знаний в собственной жизни. Так например, вероучительный подход требует от учащегося знание молитвы и молитвенного по силам подвига, церковной жизни.

    При культурологическом подходе лишь объясняется, почему человек молится, почему он живет церковной жизнью и что в результате этого он получает, что есть добро и что есть зло, а как жить – это уже выбирает сам человек, сам ученик. «Мы просто даем ему возможность выбора, просвещая его» (Игумен Георгий Шестун, доктор педагогических наук, автор книги «Основы православной педагогики», заведующий кафедрой православной педагогики Самарской епархии).

    Главный критерий результативности курса духовно-нравственной направленности – качество нравственной жизни человека, его моральный облик, его поступки.

    Двоек и пятерок за изучение курса ставить не будут. Этот курс безотметочный, т.к. уровень нравственности невозможно измерять в баллах. В документах будет отмечено, что ребенок изучил курс ОРКСЭ.

    Родителям школьников нужно ответственно отнестись к выбору модуля в рамках курса ОРКСЭ, понимая, что они выбирают мировоззренческую основу для своего ребенка, на которой он будет строить свою жизнь. Кроме того, этот выбор не должен вступать в противоречие с теми принципами, которыми живет семья.

    Непосредственное участие родителей понадобится при подготовке домашних заданий и совместных проектов. Помощь родителей ощущается, когда они проявляют интерес к тому, что изучает ребенок.

    Модуль «Основы православной культуры» (ОПК) преподают не священники, а подготовленные педагоги. Для того чтобы священник мог официально работать в муниципальном или государственном общеобразовательном учреждении, он должен иметь педагогическое образование и соответствующий диплом государственного образца. Такие священники есть, но их очень мало. К тому же они, как правило, весьма заняты исполнением своих служебных обязанностей.