Новости Смоленской митрополии

27 Сентября 2018







27 сентября (по новому стилю) Церковью установлен двунадесятый праздник – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Торжество совершается в память события, произошедшего в 326 году, – обретения Креста Господня святой равноапостольной царицей Еленой, матерью императора Константина. При обретении Креста патриарх, чтобы дать возможность всем собравшимся видеть святыню, поднимал (воздвигал) Крест, обращая его по четырем сторонам.

По традиции празднование начинается накануне вечерним богослужением, во время которого из алтаря износится крест и полагается для поклонения верующих.

Средоточием торжества в Смоленске стал Свято-Успенский кафедральный собор, где праздничное вечернее богослужение возглавил Высокопреосвященнейший настоятель собора митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор.

Клирики кафедрального храма сослужили архипастырю. За богослужением пел Архиерейский хор Успенского собора, регент – Елена Фролова.

В проповеди, обращенной к молящимся после чтения Святого Евангелия, митрополит Исидор сказал об истории установления и значимости для христиан праздника Воздвижения Креста Господня:

«Дорогие братья и сестры, событие, которое мы сегодня отмечаем, Воздвижение Креста Господня, связано с тем, что в начале IV века благочестивый император Константин вместе со своей матерью царицей Еленой высоко воздвигли над Константинополем Крест Господень и с тех пор христианство стало государственной религией великой Византийской империи. Но величие этой империи заключалось не столько в том, что это была государственная религия, что сам император считал своим долгом придерживаться христианских традиций и нравственности, а потому что всякий человек, живущий в этой великой империи, объединявшей множество стран, считал своим долгом высоко нести Крест Христов в сердце своем.

Так было потому, что весь мир был свидетелем мученичества христианского в первые века бытия христианства, в эпоху гонений богоборческих императоров. Само событие Воздвижения стало торжеством и победой святых мучеников, свидетельствовавших Истину своей жизнью и своей мученической кончиной.

И мы с вами можем хвалиться Крестом Господним, когда не на словах, и даже не тогда, когда мы знаменуем на себя крестное знамение, показывая окружающим нашу веру, а когда мы в сердце своем носим Крест Господень, когда образом жизни своей мы подтверждаем свою приверженность вере Христовой. И пусть в нас будет вера Христова, которая есть свет человекам. А если мы, как об этом сказано Господом в Евангелии, которое мы только что слышали, будем носителями света, значит, мы – сыны Света. Аминь».

После великого славословия из алтаря был изнесен Крест Господень. Архиерей, износя Крест, по примеру Иерусалимского патриарха, четырежды благословляет паству, совершая молитвы о Церкви, Отечестве и народе. Затем Крест полагается на центре храма для поклонения верующих.

В продолжение богослужения верующие с благоговением приложились к Распятию и получили архипастырское благословение в помазании освященным елеем.