Новости Смоленской митрополии

Приветственное слово митрополита Исидора на открытии конференции «Авраамиевские слушания – 2019»

11 Сентября 2019

Приветственное слово Высокопреосвященнейшего Исидора, митрополита Смоленского и Дорогобужского, на открытии четвёртой международной научной конференции «Авраамиевские слушания – 2019»

Смоленский государственный университет, г. Смоленск, 11 сентября 2019 г.

Уважаемые участники конференции «Авраамиевские слушания – 2019: чтения по истории и культуре Древней Руси»!

Мы вновь собрались здесь, чтобы говорить об эпохе преподобного Авраамия, духовных и культурных традициях, агиографии и архитектуре Древней Руси.

Считаю своим долгом поблагодарить Смоленский государственный университет во главе с Михаилом Николаевичем Артеменковым за организацию конференции совместно с Институтом русской литературы РАН при участии Смоленской епархии Русской Православной Церкви.

Убежден, что совместная исследовательская работа представителей Церкви и науки не просто сближает нас, а делает богаче интеллектуально, культурно, духовно. Именно духовное просвещение – вот та главная цель, которую совместно могут достигать в соработничестве Церковь, наука и образование.

Обращаясь к теме нашей встречи, следует сказать, что личность преподобного Авраамия с его всесторонними духовными и естественнонаучными познаниями представляет нашему вниманию древнерусский образ ученого монаха. В нем мы видим добрый пример для современного ученого, который совершает свой подвиг отсечения воли, самоограничения, стремления к совершенному знанию. Так в житии этого угодника Божия мы находим следующие строки: «Изучая и вдумываясь в святые боговдохновенные книги с их житиями и поучениями, он читал днем и ночью, непрерывно молясь Богу, и совершая поклоны, и просвещая свою душу и помыслы» [1].

Можно было бы подумать, что преподобный Авраамий это лишь некий единичный пример, однако следующие строки говорят об обратном: «И игумен его испытал, во всем ли он ему повинуется и слушается, ибо и сам игумен был начитан в божественных книгах, и знал все, и проникал во все, как известно многим, и никто не смел с ним спорить о книжной премудрости» [2]. У святого Авраамия были ученики, один из которых и написал его житие, с обильными поучительными вставками. О целой школе, оставленной после себя преподобным, свидетельствует следующий фрагмент жития: «И он кормился словом Божьим, как трудолюбивая пчела, облетающая все цветы и приносящая и готовящая себе сладкую пищу; так и он выбирал все из всех книг и переписывал кое-что своей рукой, кое-что поручал многочисленным писцам» [3]. «Дар Божьего слова» [4] помогал преподобному в духовном руководстве приходящих к нему людей.

Таким образом следует заключить, что традиция научения прежде всего себя, а затем окружающих людей, прочно вошла в жизнь не только русских монастырей, но и в быт и нравы русского народа с древнейших времен. Православие на протяжении многих столетий надежно сохраняло свет знания, слова и духа, способствуя оздоровлению и укреплению личных, семейных, общественных связей.

Наследие преподобного Авраамия «живо и действенно», потому что в основе его благодать Божия, а личность этого человека из глубины веков до сего дня ярко предстает нам в образе аскета, ученого, проповедника и духовного отца.

Призываю на всех участников Божие благословение!

Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор.

  • Житие преподобного Авраамия Смоленского // Православный Собеседник. 1858. № 9. С. 142.
  • Там же. С. 144.
  • Там же. С. 143.
  • Там же. С. 143.