Новости Смоленской митрополии

4 Декабря 2019

По приглашению митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора Смоленскую епархию посещает Александр Леонидович Дворкин, председатель Экспертного Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, профессор и заведующий кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, президент антисектантских организаций «Российская ассоциация центров изучения религий и сект» (РАЦИРС) и «Центр религиоведческих исследований».

По благословению митрополита Исидора на Божественной литургии в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии в Свято-Успенском кафедральном соборе города Смоленска Александр Леонидович обратился к смолянам со словом на тему праздника.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня мы отмечаем замечательный праздник – Введение во храм Пресвятой Богородицы. Часто задумываешься – непонятно, а в чем, собственно, событие? Мы все приходим в храм, даже самых маленьких детей приносим в храм, и это кажется нам совсем обычным – а как же иначе? Но Иерусалимский храм был совсем другим. Когда мы слышим слово «храм», то представляем себе отдельное здание. Но Иерусалимский храм был целым комплексом зданий. Собственно сам храм стоял в центре, а вокруг было много сооружений, которые назывались двор и которые были своего рода системой допуска. Был двор детский, был двор женщин… И было пространство храма, в которое могли войти только священники. А еще внутри храма была Святая Святых, в которую, как мы слышали сегодня в Апостоле, только раз в году мог заходить священник.

И когда маленькую трехлетнюю девочку вводили родители в Иерусалимский храм для того, чтобы она там воспитывалась, она могла зайти не дальше, чем двор женщин. Но в этот момент первосвященник, услышав голос Божий, и нарушая все запреты, которые только можно, вышел навстречу, ввел Ее в храм и даже в Святая Святых, куда сам он мог заходить только раз в году.

Что это событие значит? Во-первых, тот Иерусалимский храм, построен еще в ветхозаветные времена, когда надежды на воссоединение человека с Богом после грехопадения почти что не было… Человек был отделен от Бога, и когда он умирал, то уходил в то темное и страшное место, где Бога не было и никто не мог даже петь «Аллилуйя».

Но это было преодолено Господом нашим Иисусом Христом, и преодолено это было через Пресвятую Богородицу. Она вошла в храм, и более того, Она Сама стала Божиим храмом. Она приняла в Себя Божественное Слово и выносила Его, и родился Бог.

Вы представьте, дорогие братья и сестры, Бог не выносит ни малейшей неправды, ни малейшего греха, ни малейшего недоброго помысла. И вот эта совсем молодая Девушка, нося в Себе Бога, не позволяла дойти до Себя даже самому малейшему искушению для того, чтобы Господь мог родиться в этот мир. Начало этого события мы отмечаем сегодня.

Результат этого события мы тоже видим сегодня, потому что сегодня мы все заходим в храм. Мы все в храме, потому что мы – народ Божий, как царственное священство, мы все собираемся на Литургию – на общее дело. Храм Божий больше не далек от нас, храм больше не закрыт для нас. Но для чего мы собираемся, дорогие братья и сестры? Для того, чтобы принять в себя Бога, так, как это сделала Пресвятая Богородица, потому что теперь каждый из нас является храмом Святого Духа. Мы принимаем Причастие. Как долго мы можем удержать в себе [благодать]? Как долго каждый из нас может хранить себя от недобрых помыслов, от осуждения, от греховных мыслей, от зависти, от ссор, от каких-то ненужных слов?

Если подумать, давайте, дорогие братья и сестры, сегодня, когда мы примем Святое Причастие, когда примем в себя Самого Господа, постараемся как можно дольше сохранить Его в себе, чтобы этот [праздник], который изменил весь мир ради нас, человеков, подольше оставался с нами. Аминь.