Новости Тобольско-Тюменской епархии

13 Мая 2015

29 апреля 2015 г.

В праздник Радоницы священник храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы города Тюмени Алексий Симаков впервые совершил панихиду пасхальным чином на кладбищах трех деревень Нижнетавдинского района: Канаш, Белая Дубрава и Понизовка. Благодаря чему более сотни местных жителей смогли выразить пасхальную радость своим усопшим родственникам по всем правилам православной церкви.

Канаш, Белая Дубрава и Понизовка... Единственный храм на эти три деревни был разобран еще в годы советской власти и перевезен в село Велижаны, где используется и по сей день в качестве административного здания. Ближайший действующий храм находится в селе Нижняя Тавда – в полусотне километров от этих населенных пунктов. Да и до Тюмени путь лежит неблизкий – почти восемьдесят километров. Позволить себе такие поездки могут не многие местные жители: кому-то не на кого оставить скот, у кого-то нет личного транспорта, а кому-то не позволяет здоровье.

Но Господь не оставил своих чад - второй год эти деревни по благословению митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия, относятся к приходу Благовещенского храма города Тюмени, который духовно окормляет священник Алексий Симаков. В праздник Радоницы он впервые совершил панихиду пасхальным чином на Канашском, Понизовском и Бело-Дубравском кладбищах. Местные жители вместе с отцом Алексием пели тропарь праздника Пасхи, а главное, обращались к усопшим родственникам с радостным приветствием: «Христос Воскресе!», символизирующим победу над смертью! Ведь, само название праздника Радоница происходит от слова «радость» и «род»!

Праздник Радоница призывает христиан не грустить по поводу смерти своих близких, а радоваться их переходу в новую, вечную жизнь. В этот день по слову митрополита Антония Сурожского: «С верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших». По правилам православной церкви Радоницу встречают во вторник после Фоминой недели, а не в Пасху. Устраивать родительский день в праздник Воскресения Христова - традиция, родившаяся в советское время, когда храмы были закрыты и люди были вынуждены собираться на кладбищах, чтобы разделить пасхальную радость друг с другом. Сегодня храмы открыты, поэтому совмещать Пасху и Радоницу неверно. Праздник Воскресения Христова призывает нас радоваться, а стоя у могилы усопшего родственника бывает сложно удержаться от грусти. Поэтому поминовение усопших происходит на Радоницу.

Кстати, о том, как правильно поминать усопших на кладбищах священник Алексий напомнил жителям деревень Канаш, Понизовка и Белая Дубрава. Нужно знать, что православная церковь запрещает оставлять еду (в том числе пасхальные яйца) на могилах, лучше отдать ее нуждающимся. Кощунственно также ставить у фотографии покойного стакан водки, покрытый хлебом. Такая традиция появилась во время Великой Отечественной войны, когда «наркомовские 100 граммов» и ломоть хлеба оставляли нетронутыми в память о товарище, погибшем в бою. Так люди поминали усопших, возможно не зная как это делать правильно, или боясь открыто молиться.

Стоит запомнить, что поминовение усопших спиртным не допустимо – это оскорбляет их память и является языческой традицией, далекой от православия. Почившие нуждаются только в нашей усердной молитве за них, а в нетрезвом состоянии вряд ли допустимо просить у Господа улучшения их загробной участи. Правильным будет, придя на кладбище, зажечь свечу, прочитать акафист об упокоении усопших или пригласить священника и совершить заупокойную литию. Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.

Для жителей деревень Канаш, Понизовка и Белая Дубрава праздник Радоницы стал особенным, их лица светились радостью. Ведь праздничную службу в этот день здесь не совершали более чем девяносто лет. Зато уже второй год священник Алексий совершает для местных жителей освящение куличей и яиц. В праздник Пасхи эти яства для православного христианина становятся не просто едой, а знаком выражения своей общности с Церковью.

Каждый приезд священника Алексия для этих населенных пунктов – событие. И возможно с Божией помощью такие визиты дадут деревням Канаш, Понизовка и Белая Дубрава обрести прежнюю духовную жизнь, которую так отчаянно пытались разрушить советские безбожники в годы своей власти.

Ксения Моисеева, прихожанка Благовещенского собора г. Тюмень