Новости Тобольско-Тюменской епархии

9 Июня 2017

09 июня 2017 г.

В рамках 40-й Международной научно-практической конференции, посвященной празднованию Дней славянской письменности и культуры, памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, кафедра хорового дирижирования совместно с кафедрой истории музыки и музыкального образования Тюменского государственного института культуры провели секцию «Духовная музыка: вчера, сегодня, завтра».

В первой части работы секции состоялся концерт Академического хора студентов очного отделения ТГИК под руководством И.Н. Бибеевой. Прозвучали произведения П.И. Чайковского «Гимн в честь Кирилла и Мефодия», А. Кастальского «Христос Воскресе», С. Прокофьева «Многолетие». В заключительной части концерта Роман Перевощиков исполнил произведения для фортепиано С. Рахманинова.

В последовавшем после концерта заседании Круглого стола приняли участие: кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой теории музыки и музыкального образования Тюменского государственного института культуры Н.В. Грузинцева, магистр богословия, регент хора Тюменского духовного училища иерей Евгений Сбитнев, профессор кафедры хорового дирижирования ТГИК Е.Н. Чернышева, руководитель хора храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Тюмени Е.В. Шестакова, старший регент храма Всех Святых г. Тюмени М.Д. Унгефухт, регент храма Димитрия Донского, преподаватель церковного пения Л.А. Волкова, педагог дополнительного образования тюменского Дворца творчества и спорта «Пионер» И.П. Козьминых.

Участники конференции выступили с докладами на разные темы: музыкальное образование в духовных и светских учреждениях, духовная музыка в композиторском творчестве, исполнительская интерпретация духовных сочинений, особенности клиросного пения, церковное пение в современных исторических условиях.

С докладом «Приемы регентского показа и дирижерского жеста в работе с церковным хором» выступила студент-магистрант ТГИК Е.В. Шестакова. Тема во многом определяет дальнейшее направление работы непрофессиональных исполнителей, любителей церковного пения в сторону обучения основам пения, музыкальной грамоте и многим другим премудростям храмового хорового исполнения.

После выступления Н.В. Грузинцевой с темой «Опера «Жизнь за царя» М.И. Глинки как наследница исторической ветви русской гимнографии» участники встречи выразили восхищение глубоким познаниям Натальи Викторовны в области музыкальной истории и детальному разбору оперной постановки.

Говорили участники Круглого стола и о возвращении знаменного богослужебного пения. Существует мнение, что к музыке одноголосной, к которой принадлежит и древнерусская знаменная культура, гармоническое многоголосие не имеет отношения. Есть мнение, что знаменное одноголосие является «правильным».

На вопрос «Возрождать ли нам знаменный распев?» - отец Евгений Сбитнев ответил, что для начала необходимо понимать, что это такое, учиться раскрывать красоту традиционного русского распева. Добавим здесь слова известного историка, публициста, автора книги «Знаменный распев – поющее богословие» Б. П. Кутузова, что «современные музыкальные критерии не пригодны для оценки знаменного распева, поскольку это музыкальные системы с совершенно различной природой, различными законами творчества и средствами музыкальной изобразительности».

Об этом, и не только, рассказывали, делились опытом тюменские руководители церковных хоров и преподаватели Тюменского государственного института культуры. Напомним, что в этом году конференция посвящена 430-летию города Тобольска и 250-летию сибирского просветителя П.А. Словцова.

Наталья Липаева,г.Тюмень.