Новости Томской митрополии

Источник информации: Томская митрополия
Адрес новости: http://pravoslavie.tomsk.ru/news/2271/
23 Февраля 2015
22 февраля 2015 года митрополит Томский и Асиновский Ростислав возглавил вечерню с чином прощения в Богоявленском соборе г. Томска. За богослужением в кафедральном храме города собралось духовенство и прихожане томских и северских храмов для того, чтобы, следуя слову Святого Евангелия, испросить прощения друг у друга и получить благословение на молитвенные труды в дни Великого поста.

По окончании вечерни митрополит Ростислав обратился к собравшимся с назидательным словом:

С трепетом в сердце, дорогие братья и сестры, каждый год вступаем мы в поприще святаго и Великого поста. Наверное, каждый из нас ощущает тоже самое, что в библейские, далекие времена испытывали израильтяне, долгие годы томившиеся в египетском рабстве, и, наконец, изводимые из этого дома рабства Моисеем и ведомые к земле обетованной. Так и мы, дорогие братья и сестры, вступаем во Святый и Великий пост преисполненные надежды. Надежды на великое милосердие Божие, которое для нас является основанием, уверенностью, твердостью в том, что и наша с вами жизнь может быть изменена.

Мы живем в XXI веке, во время бурного развития техники, различных компьютерных технологий. В настоящее время, наверное, уже трудно найти человека, который бы не пользовался компьютером. И каждый из нас знает, что периодически и компьютер может давать сбои. Программы перестают должным образом работать, и в таком случае человек перезапускает или перезагружает компьютер для того, чтобы снова программы приобрели рабочий характер.

Вот нечто подобное происходит и в нашей с вами жизни. Наполняясь грехом по немощи нашей, по слабости, а иногда и по лукавому произволению, мы нарушаем Божественные заповеди, часто попираем свою совесть, и наша жизнь засоряется грехом всё больше и больше. А, засоряясь грехом, она оказывается все менее и менее способной отображать Божественную Славу Божию.

Человек всё дальше и дальше удаляется от Бога, всё более и более через грех погружается в погибель. И вот, когда наша жизнь становится совсем не соответствующей тому евангельскому идеалу, который нам начертал наш Спаситель, то тогда и наша жизнь требует некоторой перезагрузки. И Господь даёт нам такую возможность. Он даёт нам такой шанс, когда дарует нам это великое и спасительное время Великого поста. Когда мы можем заново «перезапустить» нашу жизнь, когда, оставив грех, оставив за спиной страсти, которым служили мы, мы можем начать жизнь по Богу, новую жизнь. Такую, какую ожидает от нас Господь.

Очень часто в нашем секулярном, далёком от церкви мире раздаются реплики против святого и Великого поста. Некоторые люди, не желающие поститься, для оправдания своего собственного небрежения и беспечности задают, казалось бы, резонный вопрос: «Но разве Богу не безразлично, что мы едим? Не более ли значимо для Бога, если жизнь наша будет благочестива? Может быть лучше нам позаботиться не о том, чтобы воздерживаться от мяса, молока и другой скоромной пищи, а о том, чтобы любить людей? Чтобы совершать добрые дела, помогать нуждающимся? А, может быть, вот это Богу куда более ценно чем то, что мы едим или что пьем?»

Казалось бы, справедливый упрёк, но, на самом деле, за этими словами кроется полное непонимание духовной жизни. Ведь для того, чтобы творить добро, это добро должно быть производным сердца нашего, преисполненного любви. А любовь есть совокупность и вершина всех добродетелей. А добродетели не могут возобитать в сердце человека, где одновременно гнездится зависть, лукавство, злоба, блуд, лихоимство, сребролюбие. Эти страсти полностью изгоняют любовь и другие добродетели из нашей жизни. Прежде чем служить другим, прежде чем обогатить окружающих нас людей, человеку необходимо сперва самому запастись духовным богатством.

Преподобный Серафим говорит: «Ты сначала сам стяжи Дух мира, и тогда уже вокруг тебя спасутся тысячи!» Куда проще спасать других, куда проще другим указывать, как они должны жить, что они должны делать и что не должны делать. Куда сложнее начать с самих себя. И вот Церковь нас призывает в эти дни обратить пристальное внимание на нашу с вами духовную жизнь. И, внимательно посмотрев на нее, обнаружить в ней не достоинства, не какие-то преимущества, а, наоборот, изъяны. Те духовные болячки, которые мешают нам приблизиться к Богу или, хотя бы, сделать еще один шаг навстречу к Богу.

«Путь к Богу, – говорили древние мудрецы, – лежит через познание самого себя. Познай самого себя и ты познаешь Бога». Каким образом? Человек, который начинает внимательно вглядываться в свою собственную жизнь, если он не лукавит, если он честен перед самим собой, то, конечно же, в жизни своей он обнаруживает много духовных язв и пороков. Это состояние видения человеком самого себя таким, каким он есть на самом деле, и называется смирением. Только смирившись, только увидев себя во всей своей полноте такими, какие мы есть, человек может сделать следующий шаг навстречу Господу. Только тот человек, пораженный болезнью, которому поставлен верный диагноз, только этот человек может приступить к уврачеванию своей болезни. До тех пор, пока он думает, что он и так здоров, он не будет лечиться, а значит не ведомая, но прикровенно существующая в нем болезнь будет развиваться, изнутри сжирать этого человека. Чтобы это не произошло, Церковь и призывает нас увидеть свои собственные грехи, но не для того, чтобы, увидев их, ужаснуться и впасть в уныние. А для того, чтобы, взглянув на безграничное милосердие Божие, сделать всё от нас зависящее, чтобы лекарство, предлагаемое нам милосердным Богом, было приложено к язвам нашей души.

Этим Великим постом все мы с особым усердием будем ходить в храмы Божии. Не случайно ведь Великий пост начинается с особых служб первой недели Великого поста, на которые хотел бы я обратить особое внимание наше, и, особенно, на вечерние службы в первые четыре дня Великого поста, когда во всех храмах на повечерии читается Великий покаянный канон Андрея Критского. Он является своего рода камертоном правильной духовной жизни, которую мы должны проводить Великим постом. Он задаёт тон этой жизни, он даёт нам верное направление, он является своего рода компасом, который не позволяет нам заблудиться на пути Святого и Великого поста. Он помогает нам разобраться в нашей жизни, расставить всё по полочкам и приступить к покаянию и исправлению нашей жизни.

Поэтому призываю, дорогие братья и сёстры, каждого из вас, несмотря ни на обременённость домашними делами и заботами, ни служебными обязанностями, постараться в первые дни Великого поста неопустительно посещать Покаянный канон Андрея Критского, который является нам тем необходимым подспорьем в духовной жизни, без которого трудно начать основательно Святый и Великий Пост.

Приходя в храм, мы конечно же будем приносить перед Богом наше покаяние в грехах наших, осознавая наше несовершенство и недостоинство пред Богом, будем у Бога испрашивать прощение. И Господь, как любящий Отец, подобный тому евангельскому отцу, про которого слышали мы несколько недель назад в притче о блудном сыне, Он готов нас принять в Свои Отеческие объятья, даже несмотря на то, что мы расточили его имение и не сохранили благодатных даров Духа Святаго. Но прощение наше Господь поставил в прямую зависимость от нашей с вами готовности прощать других людей.