Новости Томской митрополии

Источник информации: Томская митрополия
Адрес новости: http://pravoslavie.tomsk.ru/news/2806/
6 Августа 2016
Закончилось 12-е лето сборов “Томская застава”. На Заставе курсанты из Томска, области и десятка других городов России, включая Москву, за две недели знакомятся с боевыми искусствами, изучают традиционную культуру и основы православия. Зачем родители отправляют своих детей за сотни километров, а организаторы тратят на Заставу практически весь свой отпуск?

Сделать лагерь в чистом поле

Как-то мы с Алексеем Васильевым и еще несколькими верующими мужчинами задумались: наши дети растут, и им придется жить в сложном мире. Какие занятия, упражнения мы можем им предложить, чтобы укрепить их? Да, есть секции, кружки, но они не решают эту задачу, - вспоминает отец Максим Миронов.

Значит, нужно создать что-то самим, - решили инициаторы. Так, по прототипу новосибирского военно-патриотического лагеря появилась и “Томская застава”. По словам директора лагеря Алексея Васильева, новосибирский лагерь сочетал в себе три направления: военное, фольклорное и православное. Это отличало его от большинства других, которые специализировались только на чем-то одном. Такое сочетание томичи взяли за основу и начали делать свой лагерь - практически обойдясь без каких-то специальных подсчетов, без спонсоров, с минимумом бытовых условий.

С начала появления “Заставы“, количество ребятишек на ней непрерывно росло. Сейчас около 150. Если раньше священнику необходимо было только участие в молитвах утренних и вечерних, то теперь у курсантов в течении дня есть полноценные занятия по Основам Православной Культуры, где они, уже разделенные на малые группы, могут задать интересующие их вопросы. Естественно, одному священнику сложно справиться. И поэтому, часто мы подменяем друг друга. За всю историю “Томской заставы“ самое деятельное участие в ней принимали и прот. Евгений Воронков и иер. Павел Васюков, иером. Никита (Зверев), отец Леонид Батюк. Последние два года владыка Ростислав благословил меня быть священником Сборов, - рассказывает отец Алексий Самсонов.

За 12 лет менялась образовательная программа “Заставы”, некоторые организаторы, но основные принципы остались четкими.

Отказаться от лишнего

Хотя заставские курсанты живут в прочных красивых чумах-палатках, на “заставской” поляне есть своя баня, а генераторы вырабатывают электричество, бытовые условия лагеря всегда были аскетичными, а комфорт - делом второстепенным. Отказываться от благ цивилизации на две недели для кого-то из курсантов - жесткое испытание, а для кого-то - предмет гордости. Пережив первое испытание в виде, например, дождя, промочившего спальники, жители “Заставы” со снисхождением вспоминают о “легкой” жизни в других лагерях с теплыми корпусами и кроватями, и заявляют, что им это неинтересно.

Дисциплина и душевность

Во всех смыслах “Застава” - это выход из зоны комфорта, не только и не столько физического. Построения, зарядки, многочасовые занятия, дежурства по кухне и по лагерю, сон, обед и купание по расписанию, наказания за провинности, отжимания за потерянные вещи - все это может показаться излишне строгим. Но на самом деле создает жесткий, прочный каркас, который позволяет людям за короткий срок меняться, общаться и, возможно, даже становиться добрее: обнимая недавнего соперника по тренировочному бою на Чине прощения, подкидывая друга, у которого сегодня день рождения, всем взводом.

Ценно то, что ты сделал сам

Один из главных принципов обучения - практикориентированность: дай попробовать что-то самому. Это касается и физической подготовки, и интеллектуальной работы (например, на уроках истории Дмитрий Пищулин вместо того, чтобы читать лекции, заставляет курсантов задумываться, выработать свою позицию по вопросам истории, сделать так, чтобы она стала живой и интересной).

Это же правило распространяется и на ручной труд: для жителей “Заставы” очень популярны занятия ремеслами: неважно, малыши или самый старший взвод, они одинаково увлеченно занимаются росписью. После занятия, на котором учат вырезать ложки, несколько человек ходят с забинтованными пальцами, но остаются довольными тем, что смогли сделать сами. Настоящая лихорадка начинается за несколько дней до марш-броска, когда курсанты из подручных материалов делают себе оружие, с которым побегут. Это просто палки, обструганные ножами ветки, которые во многом уступят любой игрушке-пистолету, который остался дома, но они становятся куда более значимыми.

На уроках Основ Православной Культуры, - замечает отец Алексий Самсонов, – мы с курсантами старались не только получить какие-то фактические знания, но и пытались решить некоторые богословские вопросы, которые долгое время стоят не разрешенными в Церкви. Своя мысль, как и свое решение кажется более близким к сердцу и легко запоминается.

Увидеть пример

Человека, который увлечен своим делом, образа жизни или события - и в будущем, возможно, этот пример использовать для себя. Само устройство “Заставы” - это тоже пример, модель большой семьи.

На “Заставе” главный - это отец-командир. Он может быть с рупором или без, но всегда остается отцом семьи. Это очень мудрая система управления, - говорит отец Максим Миронов.

Также в лагере многие ребята впервые видят пример молитвы, церковных обрядов причащения, исповеди. Для кого-то это может казаться непонятным, странным, но, пережив этот опыт, они смогут его использовать.

Ведь воспитание - это не заставить исполнять что то, - уверен отец Максим. Это напитывание примерами. Ценность не в том, чтобы я научил вас стрелять. Ценность в том, чтобы мы повзаимодействовали - и вы научились учиться, а я проявил себя как учитель. На “Заставе” мы создаем локальные пары ученик-учитель. А потом дети становятся учителями друг другу.

Подружить тело, ум и психику

Занятия на “Заставе”, даже с самой тяжелой физической нагрузкой, - это всегда больше, чем физкультура. У каждого преподавателя - свои методы и своя философия того, чем он занимается. На “Заставе”, даже обучая драться, обращают внимание в первую очередь не на технику, не на приемы, а на то, насколько человек владеет своим телом, насколько может расслабиться, вступать в бой без агрессии.

Жизнь на “Томской заставе“ не переносима без борьбы с собственным “я“ и его страстями. Некоторые ребята не выдерживают, звонят родителям и те забирают их домой. Для правильного понимания того, что происходит в нас самих и как бороться с собственными грехами, мною был прочитан в 2015г. курс православной аскетики, - вспоминает отец Алексий Самсонов.

Ты не только за себя

По последним статистическим данным, в России суммарный коэффициент рождаемости составляет 1,5. Это означает, что семьи больше, чем с двумя детьми становятся редкостью. Следствие такой тенденции - так называемый “детоцентризм”: выстраивание жизни семьи вокруг маленького человека, приоритет его желаний и потребностей над другими. На “Заставе” маленьким индивидуалистам приходится меняться. Здесь курсанты становятся частью взвода, и все трудности делятся на всех “заставцев” одинаково: если кто-то провинился, отжимаются все, если один отстал, взвод никуда не пойдет. В итоге “Застава” в какой-то степени превращается в двухнедельный тренинг по сплочению и командообразованию. Результат его можно увидеть на марш-броске, в тех моментах, когда курсанты поддерживают друг друга морально и физически. Приходит понимание: твой личный результат без умения работать в команде мало что значит.

Главная заслуга «Томской заставы», как мне кажется, в ее миссионерской цели. Подавляющее большинство ребят на «Сборах» - это дети из православных семей. Верующим родителям, также как и обычным, часто не хватает времени на воспитание своих детей. Но не смотря на это, молитва, исповедь и причастие для многих вошло уже дома в добрую привычку. Попадая в лагерь, эти дети еще лучше утверждаются в том, что, может быть, казалось им своеобразием только их семьи. Те же ребята, которые приходят из не воцерковленных семей, видя молитву, веру и добрую жизнь своих сверстников, обретают на «Заставе» самое главное – веру в Бога, - полагает отец Алексий Самсонов.