Новости Томской митрополии

Проповедь ко Дню прославления святого праведного Иоанна Кронштадтского

Источник информации: Томская митрополия
Адрес новости: http://pravoslavie.tomsk.ru/news/3634/
14 Июня 2018
14 июня Православная Церковь по благословению святейшего Патриарха Кирилла чествует День прославления святого праведного Иоанна Кронштадтского. 8 июня 1990 г. отец Иоанн был прославлен Поместным собором под председательством Святейшего Патриарха Алексия II. 14 июня в Иоанновском монастыре Санкт-Петербурга состоялся чин канонизации Кронштадтского пастыря.

Архимандрит Иосиф (Еременко)

Святой праведный Иоанн Кронштадтский о милосердии

Следующей по важности добродетелью после любви в жизни христианина является милосердие. Христианское милосердие – это особое чувство, которое имеет своим источником Бога, и неизменно сопутствует любви. Однако, по мысли Кронштадтского подвижника, «все жертвы и милостыни нищим не заменят любви к ближнему, если нет ее в сердце». Истинное милосердие непременно должно быть продолжением любви.

Ничто так не свойственно истинному христианину, как дела милосердия к ближнему. Весь Новый Завет завещает христианину взаимную любовь и милосердие: притчей о милосердном самарянине (см.: Лк. 10: 30-37); притчей о десяти девах (см.: Мф. 25: 1-13); притчей о немилосердном должнике (см.: Мф. 18: 24-35). И много раз Господь прямо учит человека милосердию: «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?» (Мф. 9: 13; 12: 7); «будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6: 36); «продавайте имения ваши и давайте милостыню» (Лк. 12: 33). «Вот, что должно побуждать каждого из нас, – говорит святой Иоанн Кронштадтский, – к неопустительному и посильному исполнению заповеди о милосердии, то есть, во-первых, бесконечное милосердие Божие к роду человеческому вообще, к христианам в частности и к каждому из нас в особенности; во-вторых, прямая заповедь Евангелия; в-третьих, пример Господа нашего Иисуса Христа и, в-четвертых, самое название наше христианами, то есть членами Христовыми, членами тела Его». Кроме того, отец Иоанн обращает внимание на то, что чувство милосердия вложено в человеческую природу Самим Богом и присутствует у всех без исключения людей.

Еще одним побуждением к милосердию отец Иоанн считает пользу милостыни для самих благотворителей, ибо она укрепляет в человеке «чувство человеколюбия, доставляет чистейшие радости… сердцу, привлекает любовь и расположение ближних и, что всего важнее, приобретает любовь и благоволение Божие, утешая надеждой помилования на Страшном Суде Божием и надеждой вечного блаженства».

Добродетель милосердия не должно понимать в узком смысле, как только лишь оказание материальной помощи нуждающимся; она включает в себя и духовную поддержку ближнего, ибо человек состоит их двух частей: души и тела. Следовательно, и милость, ему оказываемая, также должна быть двоякой: душевной и телесной.

Следуя Священному Писанию, главные дела милосердия, относящиеся к телесной жизни, по мнению святого пастыря, выражаются в том, чтобы алчущего напитать, напоить жаждущего, одеть нагого, или имеющего недостаток в необходимой одежде, посетить больного и помочь его выздоровлению, или приготовлению к смерти, странника принять в дом и успокоить его и, кроме того, погребать умерших в бедности на свое иждивение или на собранные подаяния.

Дела же духовной милости могут проявляться в том, чтобы обратить через увещевание грешника от заблуждения, невежду научить истине и добру, вовремя подать ближнему добрый совет, молиться за всех Богу, утешать печальных, не мстить за зло, которое сделали нам люди, от сердца прощать обиды. Эти оба вида милосердия – телесное и духовное – удобно выполнимы для каждого христианина с разным материальным достатком и различным социальным положением. Дела милосердия легко могут творить начальник и подчиненный, ученый, богатый и бедный, пастырь и пасомые, судья, купец и чиновник. Все могут послужить Христу «искренней верой и любовью, служа от всего сердца друг другу».

Добродетель милосердия должна проявляться не из-за тщеславия и самолюбия, не из желания благодарности и вознаграждения, но бескорыстно, для угождения Богу и из любви к ближнему. Добро необходимо делать только из своей собственности, а не из чужой. Кроме того, добрые дела надо творить с радостью, «без озлобления, грубости и ропота», «доброхотно, без мнительности, сомнения и мелочной пытливости», без презрения, «но с полным уважением и благорасположением». Только при этих условиях милостыня будет иметь ценность перед Богом.

«Милостыня есть семя, – пишет в своем дневнике отец Иоанн Кронштадтский, – если желаешь, чтобы она принесла добрый и сторичный плод, сделай это семя добрым, подавая в простоте и от доброго, милостивого, сострадательного сердца, да будь уверен, что не столько теряешь, или, лучше, нисколько не теряешь, а приобретаешь бесконечно больше, чрез тленную милостыню, если подаешь от доброго сердца, с верой в Мздовоздаятеля, а не из корыстных и себялюбивых видов». Господь Иисус Христос учит помогать и благотворить всем, не делая различий в лицах, состоянии, происхождении, вероисповедании: «Просящему у тебя дай» (Мф. 5: 42). Каждому нуждающемуся должно оказывать милость.

Однако это не безусловно: «Если доподлинно знаете, что он пропьет милостыню, не подавайте ему, не потворствуйте праздности, тунеядству и пьянству, но и будьте осторожны в своем суде: …не презреть бы вам нищего напрасно, по одному подозрению в его лживости, по скупости, гордости и злобе сердца своего».

Святой старец обращает внимание на то, что Господь попустил быть нищим в воспитательных целях для других людей. Милостыня будет спасительна, если соединяется с исправлением сердца от гордости, злобы и других грехов. Дела искреннего милосердия помогают христианину загладить свои грехи, ибо «милостыня… может очищать всякий грех» (Тов. 12: 9), и приобрести в лице нищих себе молитвенников перед Господом, ибо «милостивые помилованы будут» (Мф. 5: 7).