Новости Томской митрополии

Источник информации: Томская митрополия
Адрес новости: http://pravoslavie.tomsk.ru/news/4248/
15 Июня 2019
На приходе храма святителя Феодосия Черниговского состоялась встреча прихожан городских храмов с искусствоведом Ириной Евтихиевой.

Её рассказ был посвящён истории Иоанно-Предтеченского женского монастыря, которую Ирина Александровна изучает на протяжении многих лет. Начало её исследованиям положили личные детские воспоминания и встречи в разные годы со старожилами и последними томскими монахинями – воспитанницами насельниц обители, ушедшими из жизни несколько лет назад.

Начиная свой рассказ, искусствовед заметила, что в разных источниках встречаются неточности о фактах жизни обители, поэтому особенно важно «собирать то, что передаётся из уст в уста».

Гостья прихода напомнила, что предшественником Иоанно-Предтеченского монастыря был Христорождественский женский монастырь, существовавший до 1777 года и находившийся недалеко от современной улицы Крылова, бывшей Монастырской, рядом с Богородице-Алексиевским мужским монастырём. Исчезновение первой женской обители произошло в результате Екатерининской реформы 1764 года с её манифестом о секуляризации монастырских земель. Реформа привела к обнищанию многих монастырей, и томский оказался в их числе.

Однако Иоанно-Предтеченский монастырь, основание которому положила созданная в 1864 году женская община, напротив, стал одним из самых благополучных и высокодоходных обителей России того времени. Произошло это во многом благодаря молитвенному подвигу насельниц, их усердию в служении Церкви Христовой и помощи ближним. Монастырь жил не только глубокой духовной жизнью, но имел свою пасеку, мастерские, два завода, типографию.

Как появилось название загородной местности Томска – посёлка Предтеченск? Такой вопрос нередко возникает не только у гостей города, но и у самих томичей. Ответ на него даёт история Иоанно-Предтеченской обители, имевшей на этих плодородных, богатых лесами и лугами землях, собственную заимку. Как уточнила Ирина Евтихиева, здесь, примерно в ста метрах от нынешней Богашовской трассы, стоял красивый деревянный храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Достойно есть». Всего же, кроме этой церкви, к 1917 году в Томске насчитывалось 40 храмов.

На заимке, как и на территории обители, действовали воскобельный и свечной заводы. А предтеченские сливочное масло и сметана, которые производило монастырское хозяйство с его большим скотным двором, славились как самые вкусные в городе.

Узнали участники встречи также о деятельности приюта, созданного в обители в «холерные» годы и предоставившего кров многим детям-сиротам из духовного сословия, обездоленным женщинам и вдовам. Приют, как и Дом трудолюбия Иоанно-Предтеченского монастыря, стал вторым в России после приюта праведного Иоанна Кронштадского. К 1917 году, по данным исследователя, в томском монастыре пребывало около ста девочек-приютянок. Их не только воспитывали в христианских традициях, но и давали образование и профессию, обучая шитью, вышиванию, иконописи, типографскому делу и другим ремёслам.

Поэтому особенно печальным для всех стало описание расстрела революционером Кривоносенко на глазах жителей ближних домов одиннадцати воспитанниц приюта и насельниц, которое Ирина Александровна воспроизвела по воспоминаниям очевидцев.

Немало других фактов и подробностей из жизни обители и Томской губернии XIX - начала XX века узнали в тот вечер православные томичи. Эта встреча стала продолжением просветительской деятельности прихода по изучению прошлого монастыря, на территории которого, в здании Регентской школы, освящён Феодосиевский храм.

Организовал событие его настоятель иерей Евгений Маслич. Оно вошло в разработанный приходом план деятельности под пунктом «Малая история». Начало таким собраниям прихожан томских храмов положили экскурсии по территории бывшего монастыря, проведённые ныне почившим краеведом Геннадием Владиславовичем Скворцовым, имя которого с благодарностью звучало на встрече.

Напомним, что территорию просуществовавшего более полувека Иоанно-Предтеченского монастыря сегодня занимают студенческий городок ТПУ, жилые дома, гаражи и другие постройки. Вспоминая о прошлом славной обители – когда-то крупнейшего за Уралом женского монастыря, томичи обращаются и к истории епархии, устанавливая духовные связи со своими предшественниками, сохраняя память о них и укрепляя православные традиции Томской земли.