Новости Томской митрополии

В архивах областной библиотеки найден сделанный святителем Макарием перевод молитв на чулымский язык

Источник информации: Томская митрополия
Адрес новости: http://pravoslavie.tomsk.ru/news/4506/
22 Ноября 2019
Перевод Символа веры и Господней молитвы, сделанный святителем Макарием (Невским), был опубликован в газете «Епархиальные ведомости».

Этот текст в архивном экземпляре выпуска № 13 за 1886 год обнаружила команда лингвистов в фонде областной библиотеки имени Пушкина. Они вместе с руководителем миссионерского отдела Томской епархии иереем Алексием Самсоновым работают над переводом Евангелия на чулымский язык. Уже переведено и издано Евангелие от Марка, завершена работа над Евангелием от Матфея.

Святитель Макарий занялся переводом молитв на чулымский язык в связи с тем, что чулымцы, живущие в его время, хотя и были православными, но имели «крайне скудные сведения о христианской религии».

По словам руководителя миссионерского отдела Томской епархии иерея Алексия Самсонова, святитель Макарий при переводе столкнулся с теми же языковыми сложностями, которые встретил и он в наши дни.

— Святитель Макарий переводил с помощью одного алтайца. Алтайский язык близок к чулымскому языку и поэтому ему было это просто сделать. Но некоторые слова святитель Макарий не нашел, как и мы их не нашли. Например, святитель Макарий не нашел слово «Господь». В чулымском языке это слово отсутствует. Там, где это слово употреблено в Символе веры, святитель Макарий ставил слово «кан». Мы это слово в переводе Евангелия от Марка ставили там, где речь шла о царской власти. Мы не стали слово «Господь» заменять этим словом, мы нашли аналог этого слова в хакасском языке и употребили его. И, скорее всего, когда мы будем адаптировать Символ веры и Молитву Господню, мы тоже будем заменять некоторые слова. Интересно, что и слово «святой» святитель Макарий не нашел в чулымском языке. Мы все-таки нашли. Может быть, это слово и не было тем самым, которое мы нашли. Славянское слово «святой» происходит от слова «цвести», а чулымский вариант означает «отделенное от греховного», это даже близкое к еврейскому «кадош» — «отделенное от мира для Бога, — рассказал иерей Алексий Самсонов.

Он добавил, что переводы, сделанные святителем Макарием (Невским), он вместе с настоятелем храма в селе Ново-Шумилово иереем Иоанном Фонтошем будет вводить в богослужение с участием чулымцев, чтобы они могли петь эти молитвы хором.