Новости Томской митрополии

Празднование Вознесения Господня

Источник информации: Томская митрополия
Адрес новости: http://pravoslavie.tomsk.ru/news/4765/
28 Мая 2020
В 40-й день по Пасхе (четверток 6-й седмицы) Православная Церковь празднует Вознесение по плоти на небо Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

В последний день Своего видимого пребывания на земле Христос собрал Своих учеников на горе Елеон (Масличная гора). Место это выбрано не случайно. По свидетельству святителя Филарета Московского Господь многажды освятил эту гору Своим присутствием, здесь начались Его спасительные страдания, и место начала страданий этих Господь обращает в место Своего прославления, знаменуя, что и страдания, и прославление есть как бы звенья одной цепи домостроительства нашего спасения. На вершине горы Господь дает ученикам обетование Святого Духа, который будет ниспослан им еще через 10 дней, и завещает им не покидать Иерусалима до исполнения этого обетования.

Дав наставление просветить светом Спасительной Веры все народы и пообещав никогда не покидать Своих верных последователей, Спаситель поднял Свои пречистые руки для последнего благословения. И как свидетельствует Евангелист Лука: когда благословлял, отступил от них и стал возноситься на небо. Не случайно Апостол говорит «когда благословлял», а не «когда благословил». Господь благословляет и, не окончив Своего благословения, возносится на небеса. Святитель Филарет объясняет, что из этого ясно видно, что Господь не хочет прекратить Своего благословения, а во веки веков благословляет Свою Церковь и через Апостолов это благословение распространяется и на всех верующих.

Апостолы с изумлением и благоговением смотрели как Христос возносился все выше, пока облако не скрыло Его от их взоров. И тотчас явились два Ангела, посланные Самим Господом к ученикам. Ангелы объявили Апостолам, что Христос придёт во второй раз таким же видимым образом, каким они видели Его возносящимся. После этого ученики с радостью и духовным ликованием возвратились в Иерусалим. Христос же, как говорит нам о том Символ Веры, воссел одесную Бога Отца. Церковь учит нас не понимать под этим «сидением одесную» (то есть, по правую руку) ничего телесного и чувственного, а только то, что Христос имеет единую с Отцом власть, единую с Ним славу, единое промышление о мире и, особенно, о Церкви.

Этот великий и древний (уже Апостольские постановления предписывают праздновать его в 40-й день по Пасхе) праздник Вознесения удостоверяет нас в исполнении Божественного домостроительства о спасении человека и о высочайшем прославлении человеческого естества, которое в лице Иисуса Христа вознесено выше ангельских степеней и пребывает на Престоле Божественной славы. Это, в свою очередь, уверяет нас в том, что для нас, земнородных, открыт вход на небо, если пребудем в благом старании следования за Христом.

В богослужении этого дня хоть и встречаются печальные размышления, свойственные людям, разлученным со своими любимыми и близкими, но, тем не менее, оно проникнуто высоким чувством радости. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «ныне люди уподобились Ангелам, человеки соединились с бесплотными…; Господь всех, восшедши на небо, примирил нас с Отцом Своим…» Одной из главных особенностей сегодняшнего богослужения является пение «Воскресение Христово видевше» после чтения Евангелия. Хоть и «отдана» уже Пасха, но тем не менее, в этот день последний раз видели Апостолы своего воскресшего Учителя и Господа и ради этого Церковь дает нам еще раз умиленно насладится пением пасхального гимна.

В Богоявленском кафедральном соборе г. Томска праздничное богослужение возглавил митрополит Томский и Асиновский Ростислав. Его Высокопреосвященству сослужило духовенство собора. За богослужением пел хор учащихся Томской духовной семинарии и священнослужителей собора. За всенощным бдением митрополит произнес проповедь о событии Праздника. Архиерей напомнил, что у всех христиан есть три повода для особой духовной радости в этот день: обетование Святого Духа, Которого Господь Щедро дает всем Своим верным последователям; обещание Господа Христа неразлучно пребывать со Своими учениками, а значит и с нами; и то самое нескончаемое благословение, которое пребывает на Церкви до скончания века.